Дырчик.SU

Текущее время: 28 мар 2024, 14:04

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 14 окт 2012, 23:45 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Данная информация была опубликована на форуме старого сайта Дырчик.ру пользователем rullON.
Я сохранил статью для личного использования, собирался двигатель и были планы установить на него электронное зажигание. Как вы знаете, сайт был успешно закрыт и это то не многое, что мне удалось сохранить, потому как основная интересующая меня информация была сохранена как и у всех в виде ссылок. Надеюсь rullON не будет против размещения здесь его наработок которые могут помочь многим почерпнуть новые знания или восстановить забытые.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 14 окт 2012, 23:53 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Бой курантов,
музыка Глинки,
вид Кремля, с надписью INTERNETVIDENIE.

В кадре появляется человек, с виду – ударенный разрядом высокого напряжения (это rullON).
Он дрожащим голосом, подражая Левитану, зачитывает по бумажке:

Внимание! Внимание!!
Работают все радиоэкранирующие колпачки Советских мопедов!!!

Передаем важное дырченианское сообщение!!!

Дырчиниане!
Дырчинианцы и дырчинианки!
Дырчинята, дырчеводы, дырчелюбители, дырчезаводчики и дырчепродавцы!

Свершилось!!!

Разработана система зажигания для дырчиков с автоматически изменяемым углом опережения!

С трудом сдерживая распирающее меня желание, сначала рассказать о том, как я, героически раздобыл ЭТО, представляю вашему вниманию:

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ , ОПТИМИЗИРОВАНАЯ, НОВИКОВА !

(Приведенный ниже текст – неопубликованное письмо Николая Новикова в редакцию журнала Мото.)

Здравствуйте, редакция журнала Мото!

Предлагаю вашему вниманию электронную бесконтактную тиристорную систему зажигания . Она предназначена для использования на моторах с генераторами типа магнето – например для наших надежных мопедов – «Газулек» с двигателями Д6–Д8.
Классические контактные и электронные системы с постоянным углом опережения зажигания (УОЗ) работают, можно было бы сказать – удовлетворительно. Но вот, только те из нас, кто хотел бы добиться от своей мототехники высоких эксплуатационных характеристик, не могут довольствоваться результатом использования таких систем.
Контактные системы требуют периодической, аккуратной и точной настройки и довольно быстро изнашиваются. Их работа может быть оптимизирована только к очень узкому диапазону оборотов двигателя.
Существующие электронные схемы так же, по ряду причин, оптимальны только в ограниченном диапазоне оборотов двигателя. При их изготовлении приходится делать выбор – либо обеспечить устойчивый запуск, либо стремится к достижению высоких оборотов мотора. Изготовители вынуждены идти на компромисс и обычно делают системы, хорошо работающие только в среднем диапазоне частот вращения.
Разработанная и испытанная мною система зажигания избавлена от перечисленных недостатков и приближена к оптимальной – линейной характеристике угла опережения зажигания на всех режимах, от холостого хода, до максимальных оборотов.

Привожу описание разработанной системы для использования на двигателе Д8

Данный двигатель имеет своеобразную конструкцию магнето, что позволяет получать управляющий сигнал для срабатывания системы непосредственно с катушки возбуждения. То есть система работает без отдельного датчика момента зажигания.
Однако, ввиду того, что магнето, изначально, было предназначено для контактного зажигания, требуется произвести несколько несложных доработок его конструкции. Вначале объясню, почему.
Момент искрообразования, в заводском – контактном исполнении, происходит при таком положении ротора, когда он начинает входить в полюса сердечника катушки зажигания – «подковы». Сила тока к этому моменту - на максимуме. Угол установки ротора и, соответственно, кулачка на коленвалу позволяет получить искру за 3,5 мм от ВМТ – в момент наибольшего тока в катушке возбуждения. С увеличением оборотов угол не изменяется. Этот угол оптимален только для номинальных оборотов. При больших – происходит запаздывание воспламенения топливно-воздушной, при меньших – воспламенение смеси становится ранним.
Известные тиристорные системы зажигания запасают энергию одной полуволны магнето в конденсаторе, и в тот момент, когда вторая полуволна открывает тиристор – происходит разряд. При увеличении скорости нарастания напряжения (т.е. при росте оборотов) напряжение порога срабатывания тиристора наступает раньше – по углу поворота коленвала. Так задумана реализация автоматического регулирования угла опережения зажигания. Но, при таком нарастании напряжения, какое обеспечивается данной конструкцией магнето, тиристор откроется мгновенно и зажигание будет, фактически, с фиксированным УОЗ, а при высоких оборотах угол будет меняться в позднюю сторону!
Для получения оптимального сигнала от катушки необходимо добиться такого положения ротора относительно катушки в требуемый момент, чтобы тиристор, на холостых оборотах, открывался бы с опережением 10º, а при увеличении оборотов – УОЗ увеличивался плавно, пропорционально оборотам.
Это положение ротора было установлено мною опытным путем. Для обеспечения такого положения пришлось произвести небольшую доработку магнето. При этом я стремился обойтись минимальным вмешательством в конструкцию магнето и избежать сложной доработ-ки деталей.

Доработка магнето состоит в следующем:
На фланце крепления «подковы» необходимо выполнить новые крепежные отверстия и срезать верхний правый угол по размерам на прилагаемом Эскизе 1
Вложение:
1.jpeg
1.jpeg [ 28.9 KiB | Просмотров: 35547 ]


Уточнение размеров требуется в связи с тем, что детали изготовлены заводом с очень большими разбросами допусков.

На «подкове» также необходимо срезать правый верхний угол, по размерам Эскиза 1.

Ротор снять с вала, перевернуть лицевой стороной вовнутрь, установить на ту же шпонку и закрепить.

Есть еще один важный нюанс. Контактной системе зажигания безразлично, какова полярность полюсов у ротора, поэтому встречаются ротора намагниченные с разным расположением полюсов относительно шпоночного паза. Если такой ротор использовать с моей схемой, то момент образования искры развернется на 180º и будет происходить перед НМТ – мотор просто не заведется. О способах исправления такой ситуации скажу чуть позже.
Катушку можно использовать штатную, но перемотанная по моим параметрам (см. ниже) – работает лучше.

Устройство и принцип работы системы зажигания:
Схема зажигания собирается из минимального количества доступных и недорогих радиодеталей.

Вложение:
2.jpeg
2.jpeg [ 22.83 KiB | Просмотров: 35547 ]


1 – общий вывод; 2 – вывод датчика; 3 – вывод заряда;
4 – вывод ВВ катушки; 5 – лампа фары: 2,5В, 0,72А;
Т1 – Катушка магнето Д8; Т2 – Высоковольтная катушка.
С1 – 3,3мФ; С2 – 0,068 мФ;
V1 – КД105Г; V2 – КД105Г; V3 – КД521;
V4 – КТ361; V5 – КТ315;
V6 – КД521; V7 – КУ201; V8 – КД105Г; V9 – КД202;
R1 – 30К; R2 – 3,9К; R3 – 1,8К; R4 – 20К;

Провод штатной катушки зажигания Т1, который раньше подключался к кулачкам прерывателя, теперь используется для получения сигнала управления. Сигнал поступает на пороговое устройство V4–V5, формирующее импульс для открытия тиристора V7.
Во время прохождения отрицательной полуволны, через вывод 2, через резистор R1 и диод V6, заряжается конденсатор С2.
Пороговое в это время заперто резистором R2.
Далее, при смене полярности входного напряжения (положительная полуволна), при достижении 0,5 В., через резисторы R2, R3 и эмиттерный переход транзистора V4 открывается пороговое устройство V4–V5.
Таким образом – энергия (левой по схеме обкладки) конденсатора С2 со знаком «минус», через транзисторы V5, V4 и диод V3 замыкается на правую обкладку, а энергия заряда С2 со знаком «плюс» (с правой обкладки) открывает тиристор V7.
При этом конденсатор С1 через тиристор V7 замыкается на катушку зажигания. Колебательный процесс, происходящий в контуре первичной обмотки ВВ катушки Т2, сначала вызывает высокое напряжение на вторичной обмотке, а затем выдает импульс тока обратного напряжения.
Этот импульс запирает тиристор V7, и через диод V8 немного заряжает С1. В следующий момент, продолжающийся рост напряжения на катушке Т1 (положительная полуволна), вновь Заряжает С1. Далее процесс повторяется.

Ротор, относительно катушки, установлен так, что, в момент приближения поршня к точке вспышки, напряжение положительной полуволны только начинает расти от ноля. Рост напряжения, на этом участке поворота ротора, происходит по пологой кривой.

При росте оборотов, кривая становится круче. Напряжение срабатывания порогового устройства V4–V5 (0,5В) достигается раньше – относительно угла поворота ротора (коленвала).
Использование области малых напряжений, для управления моментом зажигания, обеспечивает широкий сектор изменения угла опережения зажигания.
Таким образом, реализуется автоматический УОЗ.

Удаленность этого рабочего участка от верхней границы напряжения полуволны позволяет получить характеристику роста УОЗ, практически - на любых оборотах

Замечу, что на отрицательную полуволну магнето нагрузку давать нельзя! В этом случае произойдет разбалансировка колебательного процесса, и момент искрового разряда будет смещен.

Блок зажигания был выполнен навесным монтажом прямо с выводов тиристора V7. Я разместил его в трубку из пластмассы 32мм и длиной 100мм и залил эпоксидным компаундом.

Обмотка 1–2 = 180 витков проводом 0,62мм, обмотка 2–3 = 5000 витков проводом 0,15…0,18мм. Катушку мотать виток – к витку, а ВВ обмотку изолировать послойно и пропитать лаком. Данное количество витков получено исходя из максимального заполнения имеющегося объема обмоткой, а следовательно, катушка имеет максимально возможный, для данной конструкции КПД.

Высоковольтные катушки лучше применять автомобильные – от транзисторных систем, с высоким коэффициентом трансформации. Они, при той же стоимости что и ТЛМ, имеют больший КПД и значительно надежнее в эксплуатации.

Присутствие диода V9 позволяет использовать положительную полуволну магнето для питания лампы фары. Его прямое напряжение равно 1 В и не влияет на работу системы зажигания, так как напряжение для ее срабатывания равно 0,5 В. Напряжение в цепи фары оказывается стабилизированным 2,5…3В. Лампы фары и заднего габарита горят ярко и устойчиво, на всех оборотах двигателя.

В том случае, если у вас «неправильный» ротор, имеется несколько вариантов исправления:
– Заново намотать катушку генератора, но намотку производить уже в противоположном направлении.
– Пропилить новый шпоночный паз, строго напротив штатного. Это позволит развернуть магнит на 180º. Изготовление паза требует аккуратности и точности исполнения – если ротор будет «болтаться» на шпонке, его быстро разобьет, а параметры системы будут нестабильны.
– Вместо тиристора можно использовать симистор, но схему вам придется переработать …
– Проще всего было бы заменить ротор на подходящий, по полюсовке, для этой схемы.

Эту систему бесконтактного электронного зажигания так же можно использовать в любой технике с маховичным магдино и датчиком момента зажигания. К таким относятся, например, мопеды с моторами V50 и Ш62, снегоход «Буран», лодочные моторы, импортные скутеры, и многие другие конструкции с двухтактными двигателями. Для установки системы нужно к выводу 2, моего коммутатора, подключить провод от управляющего датчика штатного зажигания.
Схема разработана мною уже почти десять лет назад. За это время было собрано более 200 экземпляров. Они устанавливались многими мотолюбителями г. Рыбинска и района на раз-личную технику и показали себя с лучшей стороны. Нареканий на работу системы практически не!
Приведу результаты использования данной системы на моем мопеде Рига-13:
Двигатель легко заводится в любое время года, холодный или прогретый. Раскручивается до 7000 оборотов в мин. Скорость мопеда возросла до 55 км/ч (по показаниям спидометра мотоцикла, двигавшегося рядом). Перегревов двигателя не происходит, даже при продолжительном движении с максимальной скоростью. Передаточные отношения трансмиссии не изменял. После небольшого форсирования мотора, по фазам газораспределения, обороты выросли до 10000, а скорость до 65 км/ч
Система была протестирована испытательной станцией завода по изготовлению снегоходов «Буран», входящего в состав Рыбинского производственного объединения моторостроения (сейчас – НПО «Сатурн» им. П.А. Люлька). Было получено положительное заключение, подтверждающее заявленные мною параметры.

Надеюсь, что моя система зажигания поможет мотолюбителям улучшить качество своей техники!
С уважением, Николай Новиков , работник Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. г.Рыбинск, 17 апреля 2005 г.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:01 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Отчеты о беседах с создателем системы – Николаем Новиковым.
А также - о моих тестах системы.
Заранее пардон за фотки – никак не могу одолеть эту автоматику. Фокусируется на чем угодно, только не на том, чем нужно.

Итоги состоявшихся встреч.
Николай, кроме дэшной, схемы рассказал и о других своих разработках , показал некоторые образцы. Примеры – дальше по теме. Генератор его разработки был поставлен на роторный двигатель Курочкина. Но на этом останавливаться не буду.
Посмотрели схему СЛХ15. Выяснилось, что схема сузуки еще раньше сприватизирована японцами у немцев. Рекомендовано посмотреть книгу Опарин-Купеев-? и др. «Электронные системы зажигания для двигателей».

Итак, из разных углов и шкафчиков Николай извлек остатки запасов своих блоков зажигания,
Вложение:
3.jpeg
3.jpeg [ 40.44 KiB | Просмотров: 35546 ]

готовые и голые подковы – черные на правильный ротор, желтые – на неправильный. Катушки еще от чего-то.

ротора (верхний и нижний ряды с разной полярностью),
Вложение:
4.jpeg
4.jpeg [ 16.09 KiB | Просмотров: 35546 ]

Лампы – целое ведро, а от чего сам уже не помнит, вроде от жд фонарей путевых рабочих.

продемонстрировал свой мопед, на котором с началом декабря закрыл сезон
Вложение:
5.jpeg
5.jpeg [ 43.64 KiB | Просмотров: 35546 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:09 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
положение статора на моторе
Вложение:
6.jpeg
6.jpeg [ 39.55 KiB | Просмотров: 35546 ]

бобина, коммутатор
Вложение:
7.jpeg
7.jpeg [ 37.05 KiB | Просмотров: 35546 ]

так выглядит схема до и после заливки в компаундом
Вложение:
8.jpeg
8.jpeg [ 14.45 KiB | Просмотров: 35546 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:13 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Достал стенд для магнето, осциллограф, латр, на столе грелся паяльник.
Вложение:
9.jpeg
9.jpeg [ 43.85 KiB | Просмотров: 35546 ]

Вложение:
10.jpeg
10.jpeg [ 27.68 KiB | Просмотров: 35546 ]

На скорую руку собран макет схемы
Вложение:
11.jpeg
11.jpeg [ 34.22 KiB | Просмотров: 35546 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:18 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
пуск – искра миллиметров 8…10 на минимальных оборотах.
Вложение:
12.jpeg
12.jpeg [ 15.08 KiB | Просмотров: 35545 ]

Датчиковый вывод подсоединен к осциллографу, сигнал засинхрнизирован,
Вложение:
13.jpeg
13.jpeg [ 20.25 KiB | Просмотров: 35545 ]

характер сигнала на 1000…1500об.,
Вложение:
14.jpeg
14.jpeg [ 8.08 KiB | Просмотров: 35545 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:22 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
на 4000…5000 об.
Вложение:
15.jpeg
15.jpeg [ 9.44 KiB | Просмотров: 35544 ]

10000об.
Вложение:
16.jpeg
16.jpeg [ 9.45 KiB | Просмотров: 35544 ]

Сигналы смасштабированы, выброс отрицательной полуволны до 50В
Попробую нарисовать что понял. Вот:
Вложение:
17.jpeg
17.jpeg [ 24.61 KiB | Просмотров: 35544 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:26 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Этот же рисунок чуть покрупнее - http://foto.rambler.ru/users/mail-agpec ... ebbig.html

Дальше - схематичные картинки для визуализации различий работы

контактной СЗ
Вложение:
18.jpeg
18.jpeg [ 18.21 KiB | Просмотров: 35543 ]

электронной СЗ с перевернутым ротором, но без доворота катушки
Вложение:
19.jpeg
19.jpeg [ 19.9 KiB | Просмотров: 35543 ]

Вложение:
20.jpeg
20.jpeg [ 18.64 KiB | Просмотров: 35543 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:30 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
и СЗ Новикова
Вложение:
21.jpeg
21.jpeg [ 18.69 KiB | Просмотров: 35543 ]

Вложение:
22.jpeg
22.jpeg [ 20.83 KiB | Просмотров: 35543 ]

Как определить какой у вас ротор по маркировке:
Мотор - в ВМТ,
- в контактной СЗ,"правильный" ротор ЮЖНЫМ полюсом (S) - справа от шпонки, и начинает входить в нижний полюс сердечника катушки;
- в СЗ-Н, "правильный" ротор ЮЖНЫМ полюсом (S) - слева от шпонки, и начинает выходить из нейтрального положения сердечника катушки;

Не маркированый ротор:
Пользуемся компасом, маркированым магнитом. Все помнят, что полюса одной полярности отталкиваются, разной - притягиваются.
Не забываем пометить.

Перемотка катушки:
Указанное количество витков и толщина проводов подбирались так, чтобы получить характеристики близкие к штатной КЗ, и одновременно - получить максимальный КПД.
Все помнят - больше меди – больше КПД.
Предлагаемая комбинация - самая оптимальная по заполнению.
Намотка - виток к витку. Изоляция - послойно. Катушки пропитаны лаком. Перед пропиткой нагреть катушку 80...100С. После сушки - пролить лаком поры, образовавшиеся после того, как часть лака стекла при сушке.

О входном контроле деталей!!!!
Новиков предупредил что ОБЯЗАТЕЛЬНОнеобходимо контролировать параметры тиристоров 201 и, очень желательно – диодов 202. Они имеют большой разброс параметров открытия, а при температуре выше 40ºС могут начать пропускать ток, который должны удерживать!.
Их нужно испытывать. Как я понял – нужно собрать цепь с лампой (защита от короткого замыкания), подать напряжение, и греть деталь паяльником (?).
Тиристоры 201 с буквой А работают стабильнее чем с буквой Н.
Если напряжение для открытия тиристора на управляющем электроде больше 5В, то его ставить нельзя! Схема будет работать не стабильно или совсем не будет – на холостых и малых оборотах.
Открытие диода 202 должно происходить не ниже 1В.

=================================
Перенес со следующих страниц:

О смысле развороте катушки:
Сначала - ротор разворачивается лицевой стороной внутрь - это смещает "синусоиду" на 90 град раньше.
Доработка фланца доворачивает катушку до такого положения, что при положении поршня примерно за 4 мм. до ВМТ ротор находится ровно в полюсах сердечника (или чуть начинает выходить из этого положения).
При этом внизу - южный полюс магнита - этим обеспечивается то, что начинающаяся полуволна - положительная .*
От этой точки работа системы выглядит так:
В следующий момент ротор начинает выходить из подковы - напряжение начинает расти от 0 в +.
Конденсатор С2 уже заряжен, и малейшего увеличения напряжения (до 0,5В) достаточно для срабатывания порогового устройства. Номиналы дет. подобраны так, что на холостых об. опережение ~ 10 град.
При росте оборотов кривая напряжения становится круче, пороговое напряжение тиристора наступает раньше (по углу поворота вала) соответственно момент открытия тиристора - раньше.

Цели разворотов – получить возможность использовать одну положительную полуволну для сигнала на срабатывание, зарядки С1 и для света фары.
А также – перенести точку управления в диапазон пологой характеристики напряжения, в область малых напряжений (наименьших искажений сигнала).

* Поэтому правильная полюсовка ротора - критична. Северный полюс внизу - начинает отрицательную полуволну. Доработки - перемотка или новый паз на 180 град., разворачивают катушку к ротору (или ротор к катушке) для обеспечения начала роста положительной полуволны.

ЗЫ: При необходимости всё полностью возвращается в заводское положение, без доработок. Главное - не потерять кулачки .
--------------------------------------
Свет
В принципе, на свет можно выделить больше мощности. До 5…7 Вт.
Но, при этом, придется отобрать часть энергии у искры.
Однако, при выключении света, появляется опасность пробить С1. Предохранить от этого может установка на участке, между V1 и V2, трех стабилитронов КС980 – на корпус (параллельно).
Или же, уменьшить ёмкость С1 до 2,5мФ, и параллельно установить еще один конденсатор. Суммарная ёмкость обоих должна быть 3,3…4,5 мФ. Этот дополнительный конденсатор должен выключатся из цепи при включении фары, и включатся в цепь при её выключении.
Как видно, при этом характеристики системы ухудшатся, а ее конструкция – усложнится.
--------------------------------
Еще раз объясняю работу системы:
Начало. Считаем, что – С1 заряжен, С2 заряжен.
Полюса ротора начинают выходить из нейтрального положения полюсов сердечника. (Положение 1, на картинке в третьем посте, на первой странице темы). Начинает расти напряжение на Т1. Диоды V1 и V2 закрыты, нагрузки на генератор нет. Рост напряжения происходит по характеристике генератора – без искажения формы кривой зависимости напряжение-угол поворота ротора.
Напряжение положительной полуволны генератора, на выводе 2, достигает 0,5В. Срабатывает пороговое устройство и заряд с С2 открывает тиристор. С1 разряжается на Т2 – искра. Обратный выброс самоиндукции с Т2 закрывает тиристор.
Напряжение положительной полуволны на выводе 2 достигает 1В. Открывается диод V9 – напряжение поступает на лампу фары.
ПОВТОРЯЮ. На фару напряжение попадает ПОСЛЕ того, как пороговое устройство сработало! Влияния на момент искрообразования – нет никакого! Лампа отбирает энергию только у С1. Но и при этом энергии запасается достаточно для того, чтоб при разряде пробить воздушный зазор 10 мм.
Ротор входит в положение – поперек сердечника (90ºот начального положения).
Напряжение генератора достигает максимума – С1 заряжен полностью (ну почти – сколько осталось от фары). Далее – напряжение генератора (на Т1) снижается и становится меньше, чем на С1. Закрываются диоды V1 и V2. Цепь мгновенно разрывается и самоиндукция катушки Т1 выдает скачек отрицательной полярности. Сердечник, этим импульсом, намагничен противоположной ротору полярностью, и начинает втягивать его в полюса. Катушка Т1 разгружена – не выполняет работы. От вывода 2 заряжается С2 (6…20В, 0,068 мФ).
Ротор занимает нейтральное положение в сердечнике. Он повернулся на 180º от начального положения.
Начинающаяся отрицательная полуволна генератора, усиленная предыдущим выбросом самоиндукции, достигает максимального напряжения. Его пик – ровно в положении ротора 270º.
Ротор начинает входить в полюса сердечника. Напряженность магнитного поля в сердечнике растет, напряжение в Т1 уменьшается.
Ничто не мешает кривой напряжения следовать за изменением магнитного потока ротора. Свободная от нагрузки отрицательная полуволна возвращается в нулевое напряжение. Причем – точно в тот момент, когда ротор входит полюсами в нейтральное положение сердечника (360º).
ВСЕГДА!
Эта стабильная точка – начало отсчета угла поворота ротора и КВ, до момента срабатывания порогового устройства
Цикл повторяется.

В зависимости от числа оборотов (скорости вращения КВ) – при их увеличении, напряжение от нуля растет быстрее, чем при меньших оборотах. Поэтому напряжение срабатывания поро-гового устройства, равное 0,5В, достигается при более раннем угле до ВМТ, чем оно достигалось на меньших оборотах. Это и называется АУОЗ.
-----------------------------------------------------
Итак, немного поосвободился - провёл сравнение света на стенде.
Так как тахометр не поддается ремонту, то обороты, при которых производилось сравнение, неизвестны. Латром выставлял такие, чтоб не моргала лампа.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:34 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Стенд брал у Новикова.
Стендик с СЭЗ-Н
Вложение:
23.jpeg
23.jpeg [ 37.61 KiB | Просмотров: 35544 ]

Сравнивались лампы:
Вложение:
24.jpeg
24.jpeg [ 50.98 KiB | Просмотров: 35544 ]

- штатная лампа из фары мопеда, с маркировкой 6В 3cd 1181 20%, Питание от световой катушки, другой нагрузки нет;
- лампа 2,5В х 0,75А неизвестного назначения (из запасников Новикова), + подключенная СЭЗ-Н (искра - в кадре);
- 3,6В х 0,75А, криптон - из магазина = 18р., + подключенная СЭЗ-Н (искра - в кадре);


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:35 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Сборка на 6В__________
Вложение:
25.jpeg
25.jpeg [ 42.64 KiB | Просмотров: 35544 ]

Вложение:
26.jpeg
26.jpeg [ 10.77 KiB | Просмотров: 35544 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:37 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Сборка с СЭЗ-Н 2,5Вх0,72А_________
Вложение:
27.jpeg
27.jpeg [ 34.76 KiB | Просмотров: 35544 ]

Вложение:
28.jpeg
28.jpeg [ 10.63 KiB | Просмотров: 35544 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:40 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Сборка с СЭЗ-Н 3,6Вх0,75А
Вложение:
29.jpeg
29.jpeg [ 50.78 KiB | Просмотров: 35544 ]

Вложение:
30.jpeg
30.jpeg [ 10 KiB | Просмотров: 35544 ]

Фокусировку с криптоновой лампой не делал, лампа съехала в сторону - надо делать нормальный переходник, а лучше использовать отражатель от фонарика. Но это уже другая история.

Выводы:
Свет есть. Уверенный.
Особых отличий в яркости - не заметил.

ЗЫ. При неправильно подсоединенном диоде - криптоновая лампа сгорает на-раз.
==================

Выпросил у Новикова экземплярчик зажиги, не залитый компаундом.
Вот он с делителями подключен к стендику.
Вложение:
31.jpeg
31.jpeg [ 28.21 KiB | Просмотров: 35544 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:47 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Снимаю показания на 1-2.
Вложение:
схема.png
схема.png [ 32.04 KiB | Просмотров: 35543 ]

Ноль. Цена деления 50В х 2мс.
Вложение:
32.jpeg
32.jpeg [ 13.83 KiB | Просмотров: 35543 ]

ХХ.
Вложение:
33.jpeg
33.jpeg [ 13.27 KiB | Просмотров: 35543 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:49 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
По-немножку прибавляю.
Вложение:
34.jpeg
34.jpeg [ 13.87 KiB | Просмотров: 35543 ]

Вложение:
35.jpeg
35.jpeg [ 13.19 KiB | Просмотров: 35543 ]

Вложение:
36.jpeg
36.jpeg [ 14.83 KiB | Просмотров: 35543 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:53 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Вложение:
37.jpeg
37.jpeg [ 15.28 KiB | Просмотров: 35543 ]

Надеюсь, что показал все интересующие характеристики системы.

На этом лабораторные работы закончил, стенд возвращаю Новикову.
=======================================

Пару слов о поведении АУОЗ.
Диапазон изменения угла примерно 17°.
Положение ротора ровно в полюсах подковы считал равным опережению 36° и от этого положения делал разметку (точность разметки очень приблизительная).
На этом стенде катушка стоит так, что ХХ начинает работать с опережения 5...7°.
До средних оборотов угол изменяется энергично, потом рост замедляется, а больших оборотах не растет - стоит на своем максимальном положении.
На этом стендике максимальное опережение примерно 22...25°.

==========================================
Данное положение катушки обеспечивает начальный УОЗ около 10 градусов до ВМТ и наибольший - около 30 градусов.
Чтоб обеспечить больший (более ранний) УОЗ на высоких оборотах, катушку нужно повернуть против направления вращения ротра на требуемый угол.
Для этого нужно будет сделать новые отверстия во фланце катушки.

==========================================

Провел еще пару кспериментов со светом

Сначала - попробовал запараллелить пару ламп 3,6В Х 0,7А. =5,04Вт.
Горят в полнакала.

Купил пару аналогичных криптоновых КТ-КРR 2,4В Х 0,7А. =3,36Вт.
Горят вроде неплохо, но чувствуется - немного недонакалены.
Вложение:
38.jpeg
38.jpeg [ 14.32 KiB | Просмотров: 35543 ]

Та же лампа но одна. Горит явно ярче.
Вложение:
39.jpeg
39.jpeg [ 13.82 KiB | Просмотров: 35543 ]


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:55 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Итоговый вывод.
Как и заявленно Новиковым, мощность по свету - примерно 3Вт.
Превышение этой мощности ведет к снижению яркости света.
Для яркого уверенного света надо иметь фару с лампой 2,5В Х 1,0А. Такой лампы я не нашел.
Или можно 2 фары с лампами 2,4В Х 0,5А и на задний габарит останется 2,4В Х 0,25А. Эти лампы в продаже я видел.
Ну или ваши варианты, главное - не превышать 2,5...3В =3Вт.

=========================================

По ходу тестирования системы я спалил V1 и V2. На них попал ВВ разряд.
После этого Новиков заменил их на диоды IN4007.

По подбору замены V9, с обеспечением порога открытия более 1В - предложено ставить подходящие по параметрам диоды последовательно, при этом напряжение их порогов - суммируется, можно набрать требуемый 1В - напряжение, выше чем напряжение срабатывания транзисторов.
==============================

...Новиков добавил немного света в свою схему.
Вложение:
40.jpeg
40.jpeg [ 24.24 KiB | Просмотров: 35543 ]

Напряжение на лампе поднялось с 2,5В до 3В.

=============

Немного о катушках магнето... ИСПРАВЛЕНО!

(В принципе - можно ничего не перематывать.) - Это под вопросом!!

(У Д-8 и так одна сплошная обмотка, почти с теми-же параметрами, с низковольтным выводом где-то на 200-м витке. ) - Катушка не с такими параметрами - там всего около 400 витков и с ней система работать не будет.

(А вот с Д-6 чуть сложнее. Там чтоб такую общую обмотку получить, надо две доработки делать.
Во-первых наружную изоляцию размотать придется и вывод сделать не язычком, а проводом. Он пойдет на конденсатор С1.
Во-вторых массу нужно отпаять от подковы и натянуть на нее кембрик, чтоб точно заизолировать. Это будет световой(датчиковый) вывод.
А тот провод, что шел на кулачки - теперь на массу.)
Это сейчас проверяется

========================================

Система была успешно установлена на Д-4
Система устанавливалась на Ш-58


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 00:58 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Эта схема была разработана и изготавливалась в 1993…2001 годах. В то время была возможность изготавливать большую часть системы в заводских условиях. Система пользовалась спросом и служила дополнительным источником доходов автора в весёлое время.
В период 2001…2004 гг. газовые мопеды практически отмерли как транспортное средство, а на заводе был ужесточен пропускной режим. Тема, для автора, стала неперспективной и он предложил ее для свободного использования желающими, в личных целях.

Данная система была доведена автором до «серийного» – применительно к домашним условиям, изготовления, номиналы подобраны по минимальной стоимости и максимальной доступности. Схема испытана на двух с лишним сотнях мопедах, мотоблоках и снегоходах. Можно сказать – вылизана.
Повторяемость – 100%.
Доработка – мизер (вечером дочерчу эскиз, завтра выложу)
Перематывать ничего не надо. (если повезет)
Свет – лампочки в сумме = 3 Вт., ага!, забыли же ведь кинуть паяльником – а почему не светодиоды?!!! непорядок!

Перевод на другую элементную базу – пожалуйста, занимайтесь кто хочет! Автор занят другими проектами, для него это – закрытая страница. Я упросил его уделить мне пару часов времени и рассказать об этой схеме, о возможных проблемах при изготовлении и о прочих тонкостях.

«О необходимости разворота ротора, при отказе от дополнительного датчика, говорилось не раз и ещё до появления этого форума .» – а что сделано? Я только вроде у PETRОVICHа что-то видел, и то не уверен. И еще кто-то пытался сделать механический УОЗ, и тоже без продолжения.
Всего в форуме четыре сделаных и обкатаных схемы для дэшек. Из них:
Ust, похоже, оставил тему газовых мопедов, недоведя проект до конца, и сделав при этом выбор в пользу контактного зажигания .
В теме у Hammerа - полный депрессняк и непруха. (сорри, но последние страницы навевают мрачные мысли)
Вячеслав не рассказывает, как живет его трансформаторный дырчик. Его тема вообще ушла из поля зрения, спасибо Mahovikу - дал ссылку, а так и не найдешь.
Mahovik ушел в атеисты и больше не верит в АУОЗ и его эффект.
Других предложений нет.

В итоге - вааще все плохо. Кулачкам альтернативы нет... Мопеды фтопку, дэшки в цветмет, меняем на кетай и садимся все на табуретки и бензопилы...

Автор не претендует на мировое открытие, но вот в свое время, например – ружья – заряжались с дула, и все радовались, но потом кто-то доработал ствол и стал заряжать с казенной части. И ничего особо нового – ружье стреляло так, как и раньше… и многим даже страшно было – а вдруг затвор выбьет? И солдаты не научены. И в производстве дороже…

В схеме автора основное отличие от иных схем состоит в том, что для управления тиристором используется участок полуволны в начале подъема, а не в конце. И для этого разворачивается ротор на валу, а статором устанавливается оптимальное положение, которое еще - поискать надо.
Все эти доработки, по отдельности, так или иначе были озвучены. Но эффект они дают только все вместе. А так никто, кроме Новикова, не сделал. Поэтому - респект и уважуха Николаю Новикову!

Если погода не изменится, и других проблем не будет – попробую выпросить у Николая мопед в выходной на испытания.
Жаль только, что форсированный мотор был продан уж лет 8 как, и дальнейшая его судьба неизвестна. А новый - пока не доделан.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 01:02 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Повторюсь еще раз во избежание недоразумений, все материалы были взяты с форума закрытого сайта dyr4ik.ru пользователя rullON.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: ЗАН. Зажигание-Автомат, Новикова.
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 01:12 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Вот еще нашел схему для установки под крышку зажигания. Компактная и можно все спрятать в штатный отсек зажигания.
Вложение:
8273b39ac18086140b0e418b8b7624f3.jpg
8273b39ac18086140b0e418b8b7624f3.jpg [ 63.56 KiB | Просмотров: 35543 ]

С1 – 3,3мФ; С2 – 0,068 мФ; (600в) - за место одного 3 мф. лучше 2 по 1,55 параллельно.
V1 – КД105Г = 1N4007;
V2 – КД105Г = 1N4007;
V4 – КТ361; = 2SA733;
V5 – КТ315; = 2SC945;
V3. V6 – КД521; = 1N4148
V7 – КУ201 = ВТ 151R 800
V8 – КД105Г = 1N4007;
V9 – КД202; = два или три 1n4007 последовательно
КД 206 - 1N5406 .

Взял подкову от Д-6, отмотал 3000 витков от вторичной (осталось 5000 витков), подсоединил по схеме - все замечательно работает. Лучше оставлять первичную и наматывать вторичную проводом диаметром 0,15 мм. Все описано в ветке "Зажигание-Автомат, Новикова." - прочитайте её всю - всё станет ясно! Если будете мотать сами, каждый конец обмотки выводите наружу. При ошибке направления намотки - поменяете местами выводы. Про свет там тоже достаточно написано. Катушку зажигания использовал ТЛМ-6 (трансформатор для лодочных моторов с электронным зажиганием). Очень хорошо подходит катушка зажигания 27.3705 от ВАЗ 2108 с электронным зажиганием. Механическая часть трудностей не вызывает. Сверлил отверстия под подкову не разбирая двигатель (картер) в положении двигатель вверху, дрель в низу, сверлишь снизу вверх- чтобы стружка падала вниз и не попадала в картер. Резьбу нарезал обильно смазав метчик литолом - стружка налипает и не попадает в картер. Окончательно прочищал пылесосом - трубой со снятой насадкой.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 окт 2012, 01:27 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Для того, чтобы сделать схему на плате, можем воспользоваться программой Sprint-layout.
Есть файл со схемой для печати через Sprint-layout в формате lay. Плату я вытравил в двух экземплярах, на радиорынке были приобретены все детали. Пока на этом пауза, сезонная работа и ребенок не оставляют свободного времени. Надеюсь, скоро все завершу.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 янв 2013, 01:03 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Файл со схемой для печати через Sprint-layout в формате "lay"


Вложения:
Схема зажигания.zip [12.31 KiB]
Скачиваний: 970
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 янв 2013, 01:29 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Вчера ночью спаял схему под крышку зажигания (наконец-то дошли руки). Вот процесс и что из этого получилось.


Вложения:
DSC_ 011.jpg
DSC_ 011.jpg [ 250.51 KiB | Просмотров: 35158 ]
DSC_ 003.jpg
DSC_ 003.jpg [ 233.77 KiB | Просмотров: 35158 ]
DSC_ 001.jpg
DSC_ 001.jpg [ 315.55 KiB | Просмотров: 35158 ]
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 янв 2013, 01:36 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Сегодня на рынке приобрел ВВ катушку для электронного зажигания на ВАЗ 2108 или ЗАЗ Таврия. Цена вопроса 100грн или примерно 400 российских рублей. Пугает ее размер, она огромная)))
Пытаюсь выложить фото катушки на фоне схемы, пишет вот это:"Достигнут максимальный общий размер Ваших вложений." Что бы это могло значить...


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 янв 2013, 23:18 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Сегодня собрал в кучу все составляющие ЗАН, все подключил, искры нет, тишина...
Попробовал на палец - никаких ощущений. Пришел домой еще раз стал проверять схему, нашел даташиты транзисторов и тиристора. Сижу смотрю, и вот оно, на транзисторе V5 при пайке переппутал эмиттер и базу... Лоханулся видно ночью когда паял. Все остальное вроде бы правильно.
Теперь возник вопрос: могли ли из- за этого выйти из строя другие элементы схемы?
Хотелось бы узнать заранее до повторных испытаний.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 16:03 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Есть здесь те, кто собирал ЗАН?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 17:00 
Не в сети
Активный пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 окт 2012, 16:10
Сообщений: 825
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Мой мопед: пилот ,тетрик,стелла
Телефон: 8908554157
Лёлик ,этого сказать точно не возможно . бери осциллограф и смотри сигналы .


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 17:12 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Я бы посмотрел, если бы был осцилограф и если бы разбирался в электронике)
Кстати, я устранил ошибку, на следующий день опробовал - искры по прежнему нет!
Из того, что обнаружил, это то, что конденсатор С1 заряжается, я его могу разрядить при помощи отвертки.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 10:06 
Не в сети
Местный

Зарегистрирован: 14 дек 2012, 00:16
Сообщений: 138
Откуда: Литва, г. Радвилишкис
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Мой мопед: Gauja
Тебе поможет Кротик. Бывает на мопедист.ру

Не думаю, что что то испортил. Собрал две штуки, в обоих было ошибок. Поправил. Работает.
Ещё раз (хоть и в двадцатый) посмотри на соединения. Я понятии не имею, как схема работает (не люблю физику), осцилографом не умею рабоать, и всё ОК.
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 11:41 
Не в сети
Рядовой пользователь

Зарегистрирован: 09 окт 2012, 23:38
Сообщений: 69
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Да, уже связался) Спасибо!
augism, скажи какую высоковольтную катушку ты использовал и подкову, перематывал?
искру хорошую дает?
какие общие впечатления от ЗАН?
да и еще, ты зажигание проверял стробоскопом?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Русская поддержка phpBB