Дырчик.SU

Текущее время: 29 мар 2024, 03:44

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 01:58 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 13:22
Сообщений: 28
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Вот, набредя с оказией на этот форум, решил поделиться воспоминаниями о своём самодельном "драндулете", как в его бытность его все называли. Год постройки где-то 1975-й. Был я тогда классе в пятом и проездил на нём года три по окрестностям Нового Иерусалима под Истрой, где тогда жил. Конструкция этого микромотоцикла представлялась настолько функциональной, что, как мне тогда казалась, должна была стать просто "классической". Но, как ни странно, за всё прошедшее время второго подобного на глаза мне так и не попалось. Ну, не считая того, что второй точно такой же "драндулет" сделал мой школьный приятель, с которым мы и катались на пару. Впрочем, обо всём по порядку.
Изображение

Иметь что-то такое микросамодвижущееся, и лучше - на четырёх колёсах, хотелось с детства. На досуге рисовал всякие самодельные микроавтомобили, и даже начал копить на велосипедный моторчик. В середине 70-х в Моделисте-Конструкторе была опубликована статья о микроавтомобиле с мопедным движком из двух самокатов. В принципе это не микроавтомобиль был, а хрен знает что типа двухместной мотоколяски. Но очень захотелось сделать хотя бы такое. Бабушка выступила спонсором - купила два самоката-дутика. Родители сжалились, добавили денег и купили в Москве новенький Д6 (стоил он тогда, как сейчас помню, 41 рубль), ручку с тросиком сцепления, бензокраник и большую мопедную заднюю звёздочку. Всё.

От идеи сразу делать такую четырехколесную повозку быстро отошёл и потом уже не вспоминал, захотелось побыстрее прокатиться хотя бы на двух колесах. Попытка пристроить моторчик прямо на самокат оказалась неудачной.

Потом появилась РАМА. Сварил её сослуживец отца в своём гараже газом из сделанных мною с отцом заготовок, очень аккуратно. В её основе была какая-то подобранная на свалке рама от обычного "взрослого" велосипеда. Разве что так удачно вышло, что высота её передней трубки под рулевую колонку оказалась точно такой же, как и у самоката - 140 мм (обычно она была больше). У велосипедной рамы был вырезан кусок из передней нижней трубы так, чтобы ось переднего колеса при смонтированной вилке от самоката оказывалась примерно на уровне нижней части рамы. Вместо одинарной верхней трубы была вварена гнутая U-образная из подвернувшейся трубы меньшего диаметра. Иначе моторчик в раму просто не помещался. Задние части этой верхней трубы были наварены поверх обрезанных концов задних трубок, а с подседельной трубой её связывал наваренный поперёк уголок. Всё.

В заднее колесо была вмонтирована обычная задняя велосипедная втулка без "потрохов" (поначалу - на родных же самокатных спицах, на которых проездил довольно долго до замены на укороченные мотоциклетные). На втулку штатным же образом монтировалась штатная большая мопедная шестерёнка. Цепь - штатная мопедная (впрочем, на практике её всё равно переклёпывали из велосипедных). Высокая рулевая колонка от самоката была смонтирована как есть. Топливный бачок был сделал из полупрозрачного бачка для фотореактивов на 0,4 л. Крепился бачок на кронштейне на рулевой колонке, причём, прямо своей же большой пробкой. Велосипедное сиденье просто вставлялось в подседельную трубу и даже не крепилось. От проворота его удерживало расклинивание между ветвями верхней трубы рамы. Глушителя, тормозов и троса газа поначалу и не было (тормоза, впрочем, так и не появились). Трос газа поначалу заменяла обычная верёвка, идущая от дроссельной заслонки на рулевую колонку (или верхнюю дугу рамы - уже не помню). Так и начал на нём кататься, с диким треском.

Большая шестерёнка при столь маленьком ведущем колесе давала небольшую скорость, но зато дикую тягу и динамику. "Гонять" было невозможно (максималка на перекруте была километров 25 в час). Зато просто кататься по разным тропинкам по пересеченной местности с крутыми подъёмами и спусками было одно удовольствие. Тяги хватало с избытком, отсутствие тормозов не напрягало. Дикая динамика выручала, когда какой-нить дядя по приколу отбирал драндулет для "прокатиться". Выручала - не в смысле удрать от дяди. Просто дядя, усевшись на драндулет с ногами враскорячку, по привычке бросал сцепление и давал полный газ (особенно когда им управляла верёвочка ;) ). Драндулет тут же выворачивало из-под дяди, и он грохался на спину. После чего желание прокатиться обычно пропадало и драндулет со смехом возвращался хозяину. Моторчик, особенно с новья, в доли секунды ставил такой драндулет на заднее колесо. Если требовалось, драндулет словно микротрактор элементарно таскал за собою прицеп в полцентнера-центнер весом. А зимой одним из зачётных развлечений было прицепить сзади санки и, выделывая по площадке зигзаги, пытаться скинуть в снег сидящего на санках.

Кстати, запускался моторчик чаще не с хода, а простым рывком за заднее колесо. Очень удобно было, поскольку с хода он хорошо пускался только на сухом грунте или асфальте, а на сыром – просто не хватало сцепления колеса с дорогой (хорошая компрессия). Особенно выручало зимой на обледенелых дорожках и в сугробах.

Потом появился задний велосипедный багажник, глушитель и ручка газа. Глушитель поначалу был «нового образца», тот, что "лодочкой". Штатно запускать его под раму не было никакой возможности (точнее - дорожного просвета). Он как есть был просто выведен вбок и свободно опирался на удлиненную ветвь левой подножки. Левая нога при этом ставилась на подножку между рамой и глушителем. Ручка газа была сделана из ручки тормоза, подаренной школьным товарищем. В отличие от поворотной, не заедала даже в морозы. К тому же ею было удобно пользоваться даже в больших негнущихся зимних рукавицах. Эксплуатировался драндулет круглый год. Особых проблем с зимним пуском градусов до 20 мороза не припомню.

Вот в таком виде микромотоцикл и запечатлён на прилагающийся фотке. К сожалению, фоток с ним очень мало, более поздних его версий - вообще не сохранилось. Так что извиняйте - какая уж есть.
Продолжение - ниже.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 02:17 
Не в сети
Активный пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2013, 18:40
Сообщений: 512
Откуда: Нью-Jerusalem
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 60 раз.
Мой мопед: верховина-3
Приветствую земляка на сайте!!! :D
Надо отметить, лет через пять-десять, подобные конструкции, на базе "дутика", тоже появлялись на улицах Истры... Впрочем, может это они и были.... :?: И это была мечта!!!

_________________
Нам, аутистам - аутентичность важна !


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 02:24 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 13:22
Сообщений: 28
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Второй самокат выкупил у меня мой тогдашний закадычный дружок, Лешка Горшков, и сделал дубликат моего микромотоцикла. Правда, с рамой поступил ещё проще, вварив вместо верхней гнутой трубы заднюю вилку из рамы того же самоката. Правда, выглядело это не так симпатично. Лешкина мать, тётя Нина, работала в совхозе водителем грузовика, так что бензина у нас было хоть залейся.

Дальше пошёл тюнинг.

На моём драндулете появилась велосипедная фара, стало легче кататься в темноте. Зажигание движка отключалось тумблером на руле, потом этот же тумблер в своём третьем положении стал управлять фарой. Поверх каркаса багажника был пущен тиснёный алюминиевый лист, загнутый сзади, с задним велосипедным фонариком. С таким задним крылом заднее колесо наконец-то перестало кидать грязь на спину. Велосипедное сиденье было заменено на большой кусок губки из какого-то автомобильного сиденья, прикрученный поверх рамы. Причём, как вариант, в перья верхней трубы рамы сзади вставлялись трубки-удлинители и поверх прикручивалось длинное двухместное сиденье. Вдвоём – элементарно, лишь бы заднее колесо выдерживало (в памяти сцена – на одном моём драндулете вдвоём с Лешкой, косой и мешком только что скошенной травы для его кроликов тарахтим по грунтовке). Тонкие самокатные спицы плохо держали такую нагрузку и вскоре были заменены на обрезанные мотоциклетные, под которые пришлось рассверливать отверстия во втулке колеса (помнится, ещё не всякую брало сверло – хром таки).

Самокатные покрышки по сырой глине и снегу безбожно буксовали, выручала «авоська» из такой же покрышки. Из старой покрышки вырезались бортовые кольца, по протектору прорезались окна, и полученная «авоська» натягивалась на колесо в качестве резиновой цепи противоскольжения. Работало вполне сносно – уже можно было уверенно ездить как по снегу, так и по грязи. Конечно, в грязи цепь, свисающая из-за большой задней звёздочки почти до земли, жила очень недолго… Как, впрочем, и подшипники трансмиссионного валика моторчика.

Емкости топливного бака было явно недостаточно – впоследствии маленький бачок был заменён на такой же от фотореактивов, только уже литровый. Уже можно было кататься дальше, чем за угол, без прикрученной к заднему багажнику пластиковой 2,5-литровой канистры. Кстати, не знаю, как насчёт статического электричества, но при езде в дождь наблюдался занятный эффект. Стоило сырыми штанами зацепить за высокую траву, как по рукам с руля било высокое напряжение - хоть бросай руль. С чего, и именно так - так и не понял.

Глушак-«лодочку» то и дело выворачивало из движка при падениях. Заменил на тот, что «бочёнком», закрепив на подножке дополнительным кронштейником, под который очень удачно пошла передняя гайка стяжной шпильки глушителя. Сама подножка в конечном итоге была выполнена из толстого стального прута – её наконец перестало загибать при падениях (до того подножку из трубок загибало на раз). Длинная левая подножка не давала кренить драндулет влево на поворотах, требуя отклоняться лишь телом. Иначе элементарно цепляла за какую-нить кочку, что вело к навороту (благо, скорость была небольшой). Потом мне это аукнулось, когда пересел на «нормальную» мототехнику. Направо на ней поворачивалось без вопросов, но кренить её в повороте влево поначалу не мог просто физически, на подсознательном уровне, - минимальный радиус разворота получался соответствующий.

Из прикольного – адаптировал большой спидометр от ГАЗ-51. Поначалу он у меня даже работал. Но оригинальный фрикционный привод от втулки переднего колеса оказался несовершенен, до его доработки так и не дошли руки (хотя понимание, что надо сделать, было). Так что впоследствии спидометр висел на переднем щитке уже в качестве чистой бутафории.

Зато там же на щитке появились одна действительно полезная вещь - индикатор работы свечи зажигания. В приборный щиток был встроен патрон с маленькой лампой-неонкой (как в отвёртках с индикатором фазы), к которой шли провода высокого напряжения от магнето и далее на свечу. Это оказалось очень удачной находкой, позволяющей понять, что в каждый момент происходит с системой зажигания (и от чего, к примеру, не удаётся запустить двигатель). Отсутствие напряжения на выходе из магнето – отсутствие вспышек неонки. Есть напряжение, но свечу не пробивает (нет искры) – тусклые вспышки. Есть искра на свече – яркие вспышки. Всё очень просто и понятно. Причём, интересное наблюдение, если движок не пускался с полуоборота, то в 9 из 10 случаях это было от отсутствия искры, а не бензина (смеси в цилиндре, способной воспламеняться от искры). Не заводится – всплохи, всплохи, всплохи… Потом яркая вспышка – и тут же движок подхватывает и начинает тянуть. Так, на заметку. Правда, от таких токов неонки быстро выгорали. Их колба внутри покрывалась испаряющимся с электродов металлом, становясь всё менее прозрачной. Но не дефицит, да и заменить её было несложно.

Головной болью стали покрышки. Где-то с 1977 года на их изготовление вдруг пошёл как будто гнилой текстильный корд вместо капронового. Если до того они вполне держали нагрузку от двух человек, то тут и под одним ходили очень недолго – начинало вырывать бортовые кольца. Разрывы зашивались капроновыми нитками, но через некоторое время рвало в другом месте. Доходило до того, что профилактически покрышка прошивалась с новья по кругу. Но это оказывалось не очень – прошитую всё же заметно коробило и вело восьмёркой. В конечном итоге именно это и послужило причиной прекращения эксплуатации драндулета. Я к тому времени его откровенно перерос, но кататься на нём было по прежнему прикольно. Благо, высокий самокатный руль обеспечивал удобную прямую посадку даже относительно рослому подростку, каким я вымахал к тому времени.

Хорошо запомнил свою последнюю поездку на нём. Поехали с одним приятелем кататься в лес, он – на «Орленке», я – на своём драндулете. Из своего Нового Иерусалима добрались по лесным дорогам до Опытного хозяйства за Никулино, что по дороге на Истринское водохранилище. И там у драндулета вдруг выскочила большая грыжа на переднем колесе, расклинив его в вилке. Ну, что делать – не тащить же его на себе несколько километров... Открутил переднее колесо, прикрутил вилку к прутьям держателя заднего крыла «Орленка». Нормально ехать вдвоём на таком трехколесном «экипаже» было, конечно, невозможно, но хоть не тащить на себе. Чтобы не трястись по кочкам, возвращались по обочине шоссе. Приятель, поджав ноги, ехал нахаляву на велике, который толкал драндулет с заведённым моторчиком. Я - то верхом на нём, то рядом вприпрыжку. На развилке шоссе у монастыря стоял гаишник. Ох и прибалдел же он от одного вида такого тарахтящего «трицикла»… Но отпустил, попросив меня только не пытаться на нём ехать дальше верхом. По возвращении в гараж больше на нём я не ездил. Вскоре с оказией продал движок за полцены тому же приятелю. Всё остальное ещё какое-то время стояло в гараже, пока я не дал этим попользоваться на время другому приятелю из соседнего ряда гаражей, под его собственный моторчик. Но виделся с ним редко и драндулет он в конечном счёте куда-то заиграл, так и не вернув. Сейчас у него самого подрастает классный сынишка, уже лет шести. При случае забегает ко мне в гараж порасспрашивать дядю Лешу о том, как всё было, когда он сам был такой маленький. Ну, я ему обо всём и рассказываю с удовольствием. В том числе и о том, какой классный драндулет заиграл его папка – как бы он ему сейчас пригодился!

Алексей.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 02:28 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 13:22
Сообщений: 28
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
ЧайниЧок писал(а):
Приветствую земляка на сайте!!! :D
Надо отметить, лет через пять-десять, подобные конструкции, на базе "дутика", тоже появлялись на улицах Истры... Впрочем, может это они и были.... :?: И это была мечта!!!


Да кто его знает - мож, то остатки моего катались, мож, того же Лёшки Горшкова... Куда он свой дел - не знаю. Надо будет спросить при случае. А мож кто ещё по увиденному образцу сделал. Но мне не попадалось.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 02:40 
Не в сети
Активный пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2013, 18:40
Сообщений: 512
Откуда: Нью-Jerusalem
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 60 раз.
Мой мопед: верховина-3
Был у нас в Истре, такой мужичок. Роста не большого, с добродушной улыбкой.... Он всегда с ребятами чего-то мастерил... Почему то помнится, гараж у него на Панфилова, за пятиэтажками и д\с был... Он на таком ездил... На счёт Панфилова мож и ошибаюсь... давно это было... :(

_________________
Нам, аутистам - аутентичность важна !


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 12:56 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 13:22
Сообщений: 28
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
ЧайниЧок писал(а):
Был у нас в Истре, такой мужичок. Роста не большого, с добродушной улыбкой.... Он всегда с ребятами чего-то мастерил... Почему то помнится, гараж у него на Панфилова, за пятиэтажками и д\с был... Он на таком ездил... На счёт Панфилова мож и ошибаюсь... давно это было... :(


Ну, я сам тогда жил в одной из этих пятиэтажек на Панфилова, и гараж у меня там же. Там не я один что-то мастерил. По крайней мере, был один мужичок, действительно роста небольшог, около которого больше ребятни крутилось. И у его сына тоже был микромотоцикл, только какой-то серийный, с двухскоростным движком. Сам я тогда же от мопедной темы совсем отошёл. Пересел на отцовскую Вятку-Электрон, адаптировав его для внедорожной езды (пока не было прав, изъездил на нём все леса между Новым Иерусалимом, Зеленым Курганом и водохранилищем). А в конце 80-х пересел на ЛуАЗы, на которых катаюсь до сих пор.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 23:50 
Не в сети
Активный пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2013, 18:40
Сообщений: 512
Откуда: Нью-Jerusalem
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 60 раз.
Мой мопед: верховина-3
ну так фамилии Косяков или Герасимова наверняка в памяти ;)

_________________
Нам, аутистам - аутентичность важна !


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 23:59 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 13:22
Сообщений: 28
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
ЧайниЧок писал(а):
ну так фамилии Косяков или Герасимова наверняка в памяти ;)


Ещё бы. Косяков мой драндулет без движка и заиграл :)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2014, 00:14 
Не в сети
Активный пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2013, 18:40
Сообщений: 512
Откуда: Нью-Jerusalem
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 60 раз.
Мой мопед: верховина-3
старший или младший? младший - мой одноклассник :D
кстати ява у их отца, не в вечер помянутого, была клёвая....

_________________
Нам, аутистам - аутентичность важна !


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2014, 01:37 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 04 ноя 2014, 13:22
Сообщений: 28
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
ЧайниЧок писал(а):
старший или младший? младший - мой одноклассник :D
кстати ява у их отца, не в вечер помянутого, была клёвая....


Ну, тот, которому сейчас лет 45 должно быть или чуть больше. Андрей, насколько помню. Я на него не в обиде - сам как-то не интересовался, когда он вернёт, и вернёт ли. Потом как-то заметил в его гараже свой драндулет уже разукомплектованным, но остатки опять не забрал. А где-то лет через пять концов уже не нашёл. В тот момент озадачился идеей воспроизвести его для подрастающего сына одного сослуживца отца - в обмен на его "Электрон" в дополнение к нашему. Но потом этот сослуживец решил, что обмен всё же явно неэквивалентный, и тема отпала. Из местных я общался со многими, но по настоящему дружил только с Сережкой Васильевым, у которого гараж был в начале БАМа. Тоже затейник тот ещё был - в своей практике с откровенным колхозом я в первый раз встретился именно у него. Мог запросто приварить шарикоподшипник к корпусу электросваркой. Помнится, свой Д5 приспособил для привода не то помпы, не то циркулярки, нагло приварившись к шестерёнке коленвала и выведя вал наружу под шкив. Но что любопытно, у него всё работало :)

Н-да, тесен мир... :)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2014, 01:56 
Не в сети
Активный пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 апр 2013, 18:40
Сообщений: 512
Откуда: Нью-Jerusalem
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 60 раз.
Мой мопед: верховина-3
"Андруша, Андруша" ! :lol:

_________________
Нам, аутистам - аутентичность важна !


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Русская поддержка phpBB