Дырчик.SU http://dyr4ik.su/ |
|
Удаление хромового покрытия со стали http://dyr4ik.su/viewtopic.php?f=52&t=7164 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | mrfixer [ 28 дек 2016, 00:57 ] |
Заголовок сообщения: | Удаление хромового покрытия со стали |
Работы по теме viewtopic.php?f=52&t=1868 , поэтому в Мотовелосипедах. Купил хромированные звёзды, поскольку геометрия оцинкованных звёзд оставляла желать лучшего. Что необходимо: - удалить хром со звёзд, - заварить крепежные отверстия, отшлифовать поверхности, - сделать вырезы для облегчения звёзд, - просверлить новые отверстия под собственный фланец и под фривил, - расточить одну звезду под фривил, - оцинковать звёзды. Этап удаления хрома. Хочу стравить хром используя доступные реактивы. По запросу часто встречается что-то типа этого: Для удаления хрома изделие завешивают на анодную штангу в ванне с 15-20- процентным раствором каустической соды (гидроксид натрия, средство Крот). Анодное травление производят при комнатной температуре и анодной плотности тока 10-15 а/дм2. Катодами служат стальные пластины. Пробую. Блок питания ATX, реостат, стальной катод (какой был, из СТ3), ток около 8 А. Через час на детали получаю чёрную, жёсткую, губчатую субстанцию, которая растёт в местах дефектов и на гранях детали. Счищаю черноту стальной щёткой и обнаруживаю неприятный сюрприз. Хром под наростами отсутствует, но вытравлены каверны на поверхности звёздочки, в местах, где были чёрные наросты. Что-то не так. Способ не подходит. Далее буду пробовать серную кислоту. |
Автор: | Sieggie [ 28 дек 2016, 02:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Попробуйте замочить в синтетической тормозухе dot-4. Она тоже неплохо хром сжирает |
Автор: | vkotlyar [ 28 дек 2016, 17:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Только пескоструйка. Как химик отвечаю. |
Автор: | mrfixer [ 11 янв 2017, 23:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Подвесил звезду на сварочную проволоку стальную омеднённую ф0.6 и снова запустил процесс. Через 40 минут проверил. Проволоку съело, звезда лежит на дне. Переподвесил на медную проволоку ф1.15. Продержал ещё час. При токе около 8 А и напряжении между ванной и деталью 0.6 В процесс идёт, но медленно. Увеличилась площадь катода - уменьшилась плотность тока. . Было Рыхлая поверхность звезды с "изнанки" - это врождённое, не от травления. До максимальных 25 А, что написано на блоке питания, повышать ток не хочу. Сильно начинает бурлить и вонять кислотой. Также начинает нагреваться электролит из-за своего маленького 1.5 л объёма. Чтобы увеличить плотность тока буду экранировать непроводящим материалом уже очищенные поверхности. Ещё, как оказалось, ошибался с электролитом. Вот плотность/процентное соотношение растворов серной кислоты http://www.novedu.ru/sprav/pl-h2so4.htm Корректирующий электролит 1.34 г/мл соответствует 44%, Электролит 1.27 г/мл соответствует 36%. Купил свежий Электролит 1.27 г/мл, поскольку корректирующего не было. Буду использовать его не разбавляя. Рекомендованная концентрация 30%, но есть такое утверждение: При концентрации серной кислоты около 50 – 55% поверхность железа переходит в пассивное состояние. Далее с повышением температуры и концентрации серной кислоты поверхность железа становится активной (наблюдается коррозия железа в серной кислоте). |
Автор: | DX178 [ 12 янв 2017, 22:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
А может, это не хром, а что-то другое? Никель к примеру? |
Автор: | mrfixer [ 12 янв 2017, 23:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Да не похоже, никель темнее. |
Автор: | vkotlyar [ 12 янв 2017, 23:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Сорри, душа химика не выдержала читать про эти мучения. Попытаюсь изложить максимально упрощённо. Итак, защитные гальванические покрытия можно разделить на два вида. 1. Покрытие металлом, более химически активным, чем основной металл изделия. 2. Покрытие металлом, менее химически активным, чем основной металл изделия. Количественной мерой химической активности металла является т. н. "стандартный электродный потенциал". По значению ст. эл. потенциала металлы могут быть выстроены в т. н. "электрохимический ряд напряжений металлов": Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→Fe→Cd→Co→Ni→Sn→Pb→H→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au Т. е., наиболее активным металлом оказывается литий, наименее активным - золото. Внезапно среди металлов оказался водород. Это означает, что металлы, стоящие слева от него, растворяются в кислотах с выделением водорода. Металлы же, стоящие правее, водород из кислот не вытесняют. Если основной металл изделия у нас железо, то покрытие цинком относится к первому типу. Цинк выступает в роли "жертвенного" материала: он будет подвергаться коррозии, а железо страдать не будет. Если оцинкованное изделие погрузить в раствор кислоты (соляной, серной, etc), то цинк сойдёт, как с белых яблонь дым. Затем начнёт растворяться железо. Покрытия золотом, серебром, никелем относятся ко второму типу. Такие металлы могут защищать железо за счёт того, что сами менее химически активны. Такое покрытие хорошо работает лишь тогда, когда оно беспористое. При наличии пор влага проникает к поверхности железа, образуется гальваническая пара, в которой оно и оказывается "жертвенным" материалом: поверхность подтравливается, образуются каверны, выделяются рыхлые продукты окисления, покрытие вздувается волдырями и отслаивается... Казалось бы, покрытие хромом должно относиться к первому типу: ведь хром в ряду стоит левее железа. И казалось бы, ничего не стоит хром стравить кислотой, подобно цинку. Но не тут-то было! Вступает в действие такой фактор, как "анодная пассивация". Поверхность хрома покрывается тонким слоем оксида, и дальнейшее его окисление существенно тормозится. Хром пассивируется, и хромовое покрытие ведёт себя подобно второму типу: местное отслоение в окрестностях пор, образование каверн... Что мы и наблюдали. Качественно стравить хром серной или соляной кислотой не получится. Но не всё так плохо! При воздействии не очень сильных окислителей (серной кислоты, например) хром окисляется до степени окисления не выше +3. Именно такова степень окисления в оксиде, который пассивирует поверхность. Но если мы используем электролиз, при котором очищаемое изделие является анодом, мы можем довести потенциал анода до такого значения, при котором хром будет окисляться до степени окисления +6. Образуются хромат-ионы, которые переходят в раствор. Происходит "перепассивация". На образование хромат-ионов указывает появление характерной интенсивно-жёлтой окраски. Следует, правда, учесть, что железо в степени окисления +3, которое также может образовываться в этих условиях, тоже даёт жёлтую окраску. Таким образом, подобрав значение анодного потенциала (на практике - напряжения на электролизной ванне) мы, теоретически, можем добиться растворения хромового покрытия. Естественно, поверхность железа при этом тоже пострадает. По поводу тормозной жидкости. Мне доводилось слышать о таком явлении, как "сила расклинивающего давления". Т. е., хорошо смачивающая жидкость, через поры в покрытии проникая за счёт капиллярных эффектов между покрытием и изделием, отслаивает это покрытие. Мне приходилось наблюдать подобное с напылённым медным покрытием на стекле: окунаешь деталь в воду - медное покрытие слезает... Не думаю, однако, что в случае с хромовым покрытием такой метод эффективен. Сорри, что много буков напейсал. Но, надеюсь, идея ясна. |
Автор: | Человек-в-Тапке [ 13 янв 2017, 05:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Ого! Настоящий химик! А не расскажете ли, можно всё-таки полностью удалить ржавчину с железа электрохимически, или это нереально, и только пескоструйка поможет? Там же сложная штука из оксида железа iii и гидроксида железа, оба в воде нерастворимы. Пробовал травить ортофосфорной кислотой - одно разочарование, только кристаллы фосфатов добавляются. |
Автор: | vkotlyar [ 13 янв 2017, 08:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
При доступности пескоструйки - конечно, проще дунуть пескоструйкой. Как и в случае с хромом. Фосфорная кислота против ржавчины не годится: фосфаты железа нерастворимы. А вот обычной соляной кислотой можно попытаться ржавчину "смыть". Поверхность железа тоже немного подтравится, но не критично. Что же касается именно электрохимии... Существует технология электрохимического восстановления ржавчины до металлического железа. Благодаря чему ржавые предметы приобретают чуть ли не первозданный вид. Кажется, на "Чипмейкере" кто-то писал об использовании этого способа в археологии. |
Автор: | DX178 [ 13 янв 2017, 22:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Я удаляю ржавчину с железа лимонной кислотой. Растворяю в кипятке, пока продолжает растворяться кислота. После этого в раствор помещаю деталь. Как только выделение пузырьков прекратится - ржавчины больше нет. На сталях некоторых марок образуется рыхлый чёрный налёт, который легко удаляется щёткой или тряпочкой. Таким методом чищу железки, найденные в земле. Результат - великолепный. Аналогичным образом чистил детали Риги-13 (крепление бензобака, детали передней вилки). Что характерно - хром этот раствор не повреждает, а вот никелировка с латуни слезла подчистую. До лимонной кислоты я пробовал использовать уксусную, но эффект был менее ярко выражен и присутствовал неприятный запах. |
Автор: | mixa [ 14 янв 2017, 13:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Парни, недавно посетил наш гальванический цех (стаж его работы с шестидесятых, я думаю), по поводу хромирования внутреннего диаметра гильзы дырчика, помимо вопросов из чего сделана гильза меня спросили, а если по заявленной мной толщине хрома в дальнейшей его обработке вылезут косяки, то ведь хром снимать придется, - отсюда я понял , что это гемор еще тот. Надо спросить , как они это делают, по результатам доложу. Про механический способ и разговора нет, он предельно ясен. |
Автор: | gosha-nn [ 14 янв 2017, 17:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Михаил, привет! Прочитал твое сообщение про гильзу и вспомнил как в 80годы в авиамодельном кружке двигатели делали. Гильзу хромировали внутри и что бы хром равномерно лег, делали из свинца круглый электрод, который в процессе нанесения хрома находился внутри гильзы. Без него хром ложился неравномерно и притирать такую гильзу удовольствие еще то..... |
Автор: | mixa [ 15 янв 2017, 08:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Игорь привет! Совершенно верно, при покрытии внутреннего диаметра круглой детали используется электрод цилиндрической формы и расположить его стараются строго по осевой цилиндра. |
Автор: | mixa [ 18 янв 2017, 07:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
А я в молодости платы травил хлорным железом (яд!), а если он кончался, то смесью медного купороса с поваренной солью )) |
Автор: | vkotlyar [ 18 янв 2017, 10:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Позволю себе ещё один комментарий. Подобрать такой состав (или режим электрохимической обработки), который действовал бы избирательно - растворял бы хром и медный подслой и щадил бы железо - невозможно. Из-за склонности хрома к пассивации он всегда будет растворяться медленнее, чем железо и медь. В итоге результата мы, конечно, добьёмся: хром слезет кусками за счёт подтравливания основы. Но поверхность железа окажется покоцанной. Этого не избежать. Поэтому, наверное, действительно, следует взять оцинкованное изделие. Вряд ли у него геометрия прямо уж настолько хуже, что прямо нельзя использовать. Впрочем, это уже другая тема. |
Автор: | mrfixer [ 21 янв 2017, 15:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Удаление хромового покрытия со стали |
Куплены оцинкованные звёзды на 44 зуба хорошего качества. Как-то не ожидал, что из-за четырёх зубов будет такая разница в диаметре. Были и оцинкованные звёзды 48 зубов, но из имеющихся трёх две с отвратительной геометрией, плоскость поведённая, звезды будут "бить" (поставка конца 2016 года). Качественные хромированные звёзды на 48 зубов купил в середине 2016 года. Тогда у имеющихся в магазине оцинкованных звёзд было ровное дно, но не было 1/3 зуба. Магазин http://www.мотоэкипировка77.рф Хромированные звёзды ровные и толще, 3.75 мм против 3.5 мм оцинкованные (толщина на скорость не влияет). |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |