На мой взгляд, любой туротчет должен прежде всего отвечать на два вопроса: во-первых, чем интересно посещенное место, имеет ли смысл вообще туда ехать, и, во-вторых, как туда добраться.
Первое. По моему мнению, Подольский гидроузел - объект, заслуживающий посещения. Особенно, для любителей «заброшенок». Недостроенный шлюз - сооружение весьма масштабное, высотой с многоэтажный дом. На этом снимке, для оценки истинных размеров сооружения, запечатлен «Jukl», карабкающийся вверх по стене. Чтобы вам было легче его обнаружить среди нагромождений бетона, я пририсовал красный уголок.
Снова, для оценки истинных размеров сооружения, «Jukl» сфотографирован.
Шахта. Интересно, для чего она предназначалась?
Точно такая же шахта есть и с восточной стороны. «Jukl» ее фото в своем отчете приводит.
Если сказать о моих впечатлениях, то посещение Подольского гидроузла несколько напомнило мне поездку к заброшенному недостроенному бункеру в Вороново.
http://turist-na-mopede.ru/content/zabr ... v-voronovoВпрочем, это не удивительно. И тут и там огромные бетонные сооружения.
Тех, кого не очень интересуют «заброшенки», могу порадовать, что вокруг весьма красивая природа. Неплохое место для пикника у реки.
Про выходы известняка по левому береги Пахры «Jukl» уже сообщал. Приведу еще пару своих фотографий.
Так выглядит Пахра в районе гидроузла.
А это речка Моча. Чистая и красивая. Не подумайте плохого, ударение в названии реки надо ставить на первый слог, а не на второй! :о) По крайней мере так утверждают все путеводители...
Теперь немного об истории Подольского «недостроя». В интернете масса информации о «Подольском море» или Подольском гидроузле. Любой сетевой поисковик выдаст вам массу ссылок. Если же кратко, то хронология строительства «Подольского моря» следующая.
«Подольское море» должно было улучшить водоснабжение Подольска и его окрестностей, а также стать местом отдыха населения. 17 ноября 1975 года Мособлсоветом было подписано соответствующее постановление о создании Подольского моря - водохранилища на слиянии двух рек - малой (река Моча) и более крупной (река Пахра). План застройки предполагал создание в этих местах каскада из трёх гидроузлов, которые должны были обеспечить устойчивый уровень воды на территории более чем в 1000 гектаров! В 1978 году проектирование было завершено, а в 1980 году начали строительство. Было проделано от 1/5 до 1/3 работ по сооружению объекта. Однако вскоре началась горбачевская «перестройка». Страна разваливалась (а, точнее, страну разваливали). Не миновала участь сия и строительства под Подольском. В 1990 году в связи с прекращением финансирования стройку остановили.
В сети муссируется версия, что завершить строительство помешало наличие под будущим дном «Подольского моря» карстовых пустот. Дескать, тупоголовые вожди брежневских времен отдали приказ о начале строительства водохранилища в совершенно непригодном для этого месте, и при попытке пробного затопления вода Пахры и Мочи ушла под землю. Мне эта легенда кажется совершенно несостоятельной по следующим причинам. Во-первых, любой побывавший на Подольском гидроузле может убедиться, что плотина недостроена! Шлюз
торчит в поле, как заводской цех. Между шлюзом и левым берегом Пахры никакой дамбы нет. Так о каком пробном заполнении водой водохранилища может идти речь, если заполнять еще было нечего?
Во-вторых. Все мои знакомые геологи в один голос говорят, что при проектировании
подобных сооружений ведут весьма основательное разведочное бурение. Оно бы выявило непригодность места для строительства. Подобное бурение самому довелось наблюдать при проектировании в 70-х годах прошлого века моста и плотины через Керченский пролив. Очень масштабно проходило изучение морского дна в месте предполагаемого строительства!
Тем не менее, я написал знакомому гидрогеологу, специалисту с солидным стажем работы по специальности, возможно ли, в принципе, наличие около Подольска таких
огромных карстовых пустот, куда могли бы уйти воды «Подольского моря»? Ответ был кратким и исчерпывающим. Привожу его дословно: «С ходу сложно ответить об этом проекте, нужно разбираться. Я поищу инфу. Но точно могу сказать, что про карстовые пустоты - ерунда, они все и так водой заполнены».
Итак, судя по всему, именно «перестройка» и последующие «рыночные реформы» погубили проект, а не какие-либо ошибки при проектировании. Как метко сказал нам встретившийся в районе Кутьино местный житель: «Но вода, а денежки утекли...».
Что еще, кроме гидроузла, можно было посетить по дороге, если бы мы располагали большим временем?
В нескольких километрах от гидроузла расположено уникальное произведение русской архитектуры - знаменитая церковь в Дубровицах. Украшенная скульптурами снаружи и изнутри, церковь выглядит совершенно нетипично для православной архитектуры. Дубровицкая церковь - памятник мирового значения, она взята под охрану ЮНЕСКО.
"Pluto", в своем коментарии даже фотографию для наглядности привел. Про церковь-то мы знали, вот только времени не хватило к ней подъехать. Слишком долго до гидроузла добирались...
А в Щапово, по окраине которого мы проезжали, есть Музей усадьбы Щапово. Многие усадебные постройки, в том числе выстроенная в виде ратуши Успенская церковь, здание сельскохозяйственной школы и другие сохранились до наших дней.
Второе. О нашем маршруте. Как уже писал «Jukl», на правый берег Пахры, к гидроузлу, мы попали через пешеходный подвесной мост между Дубровицами и Лемешево. Обращаю внимание, что со стороны Дубровиц мост начинается несколькими весьма крутыми ступеньками. «Ригу-7» мы с «Jukl» совместными усилиями втащили, а вот владельцам тяжелых мопедов, скутеров и, тем более, мотоциклов, пробраться к гидроузлу этим маршрутом будет затруднительно. На более тяжелой технике заезжайте со стороны Кутьино или Лемешево. Трек «Jukl» привел. Если заплутаете - ищите мост через Мочу.
Далее добраться до гидроузла не проблема.
И еще несколько небольших дополнений к отчету «Jukl». Два года назад, во время поездки к бункеру в Вороново
http://turist-na-mopede.ru/content/zabr ... v-voronovo, проезжая с «Jukl» также через Троицк, я обратил внимание на два недостроенных дома, возле которых мы остановились для дозаправки «Кометы». Вот фотографии этих современных «заброшенок».
Прошли годы. Троицк стал частью Москвы. Перед поездкой я подумал, что эти башни давно доделаны и заселены. Ан нет! Стоят рядышком все в том же недостроенном виде. Есть в нашей жизни нечто вечное, неизменное! Впрочем, затягивание сроков строительства «не щадит ни эллина, ни иудея». Так, Благовещенскую церковь в Поливаново, мимо которой мы проезжали, стали реставрировать еще в 1996 году.
(Москва - Малоярославец - Юхнов. Путеводитель для автомобилистов. М., «Наука», 2010, с. 31). Как видно на фотографии, сделанной «Jukl», она по-прежнему в строительных лесах...
Теперь о некоторых путевых встречах. Водитель иномарки возле больницы в Поливаново за психов нас, конечно, не принял. Это уж «Jukl» утрирует. Просто мужика удивило появление в эти краях двух мототуристов. Очень мило пообщались. В частности, этот водитель рассказал, что музей в Поливаново (филиал Музея Щапово) который я хотел посетить, закрыт. Экспозиция переведена в Щапово.
Действительно забавная встреча с местным населением произошла возле Дубровиц, где мы остановились, чтобы уточнить дорогу к подвесному мосту. Из остановившейся машины высунулся водитель и очень вежливо спросил, из какой мы аварийной службы? (Дело в том, что мы с «Jukl» были в оранжевых жилетах, что видно на фотографиях). Можно было бы, конечно, в ответ небрежно процедить сквозь зубы нечто вроде: «Кабель у вас неправильно заведен. Отключать будем.» Но, столь глупо шутить мы, естественно, не стали. Честно признались, что мы простые туристы. И в награду нам показали тропинку к мосту.
О том, что дорога от Жаворонок к Троицку а, главное, обратно, была весьма трудна - «Jukl» уже отметил. По этому шоссе я ездил на велосипеде еще в 70-х годах прошлого века. Шире с тех пор оно не стало. А вот машин прибавилось на несколько порядков. Мертво стоящие пробки, которые не только не объедешь, но даже и не обойдешь, или обгоняющие нас «в притирку», чуть зеркала не сбивая, джипы и прочие «радости» перегруженной дороги - всего хватало. По возможности, выбирайте себе другой маршрут, если поедете к гидроузлу.
Впрочем, за трудности на этом пути нас вознаградила встреча с попутным мотоциклистом. Наши сверхлегкие мототранспортные средства видно столь его порадовали, что, бросив рукоятку газа, он вытянул в сторону правую руку с поднятым большим пальцем. На этой мажорной ноте, пожалуй, и закончу. :о)
Удачных всем мотопоездок!