расширилась и продолжает развиваться. Если в 1940 году в Советском Союзе было выпущено только 6,8 тысячи мотоциклов, то в 1957 году мотоциклов и мотороллеров было выпущено свы^е 300 тысяч штук. Наряду с увеличением выпуска мотоциклов непрерывно совершенствуется их конструкция. Выпускаемые в настоящее время модели имеют очень мало общего с первыми послевоенными мотоциклами. Конструкторы много поработали над повышением долговечности, улучшением комфортабельности и повышением мощности двигателей мотоциклов. В 1951 году Ижевский завод освоил выпуск мотоциклов ИЖ-49, в 1957 году начал серийное производство мотоциклов ИЖ-56. При этом Ижевский завод коренным образом изменил конструкцию ходовой части мотоцикла ИЖ-49. Вместо штампованной рамы устанавливается трубчатая, создана новая маятниковая подвеска заднего колеса и т. п. Особо надо отметить, что на мотоцикле ИЖ-56 установлен двигатель, имеющий алюминиевый цилиндр, что впервые применяется в массовом производстве отечественного мотоциклостроения. Это дало возможность повысить мощность двигателя и улучшить его охлаждение. В настоящее время на заводе работают над конструкцией мотоцикла ИЖ-58, опытные образцы которого изготовлены и проходят испытания. Основное отличие мотоцикла ИЖ-58 от мотоцикла ИЖ-56 — в двигателе. Двигатель ИЖ-58 — двухтактный, двухцилиндровый с рабочим объемом 350 см». Цилиндры двигателя отлиты раздельно, коленчатый вал состоит из двух половин, что дает возможность унифицировать его детали с деталями двигателя мотоцикла К-175. Мощность двигателя и максимальная скорость мотоцикла ИЖ-58 будут выше, чем у мотоцикла ИЖ-56. Несмотря на это, расход горючего должен даже неРис. 2. Мопеда МП-60.послевоенные годы наша мотоцикВ летная промышленность значительноРис 1. Мотоцикл М-101 с двухцилиндровым двигателем.двухтактнымНАД ЧЕМ РАБОТАЮТ КОНСТРУКТОРЫ МОТОЦИКЛОВсколько уменьшиться в сравнении с мотоциклом ИЖ-56. Коллективу конструкторов Ижевского завода предстоит еще серьезная работа по доработке и доводке конструкции мотоцикла ИЖ-58. Конструкторы Минского мотовелозавода, совершенствуя мотоцикл М1М, одновременно работают над созданием новой модели. Ими разработана конструкция мотоцикла М-101 с двухцилиндровым двухтактным двигателем (250 смЗ). Завод уже изготовил два опытных образца этого мотоцикла (рис. 1) и занимается доводкой отдельных его агрегатов. Конструкторы рассчитывают получить мощность двигателя не менее 15 л. с. Этот мотоцикл имеет четырехступенчатую коробку передач, штампованную раму, рычажную переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, маятниковую подвеску заднего колеса с гидравлическим амортизатором. На нем будет установлен генератор переменного тока. Вес мотоцикла — 130 кг. Максимальная скорость110 км/час. Конструкторы Ковровского завода, совместно с ЦКБ мотоциклостроения, работают над новой 4-ступенчатой коробкой передач для мотоцикла К-175. На Киевском мотоциклетном заводе разработана новая конструкция мотоцикла М-53. Его внедрение в производство будет осуществлено а три этапа. Вначале будет выпущен мотоцикл М72Н1. На нем устанавливается новая передняя вилка и колеса. Эта машина выпущена в конце 1957 года. В дальнейшем на мотоцикле будет установлена новая рама с маятниковой подвеской заднего колеса, седло подушечного типа, усиленные тормоза и произведен ряд других изменений. Производство таких мотоциклов (М72Н2) должно быть осуществлено во II квартале 1958 года. В конце 1958 года на мотоцикле (М72Н2) будет установлена новая облегченная боковая коляска, новые органы управления и изменена система питания. Одновременно конструкторы завода работают над доводкой конструкции нового двигателя 500 смз с верхними клапанами. Характерной особенностью этого двигателя является то, что в нем применены подшипники скольжения в нижних головках шатуна. Мощность этого двигателя будет несколько выше, чем нижнеклапанного двигателя М-72, который, как известно, имеет рабочий объем 750 смЗ. Конструкция этого двигателя должна быть окончательно доработана и доведена в 1958 году. Конструкторы Ирбитского мотоциклетного завода продолжают работать над доводкой конструкций мотоциклов М-52 и М-61. Оба эти мотоцикла имеютРис. 3. Дорожный велосипед с двигателем Д-4.