Итак, господа, заседание продолжается.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Сегодня собрание клуба весёлых и находчивых очумелых ручек #2 — посвящено изготовлению низкооктанового бензина для ретротехники.
И мы все сегодня Василии Алибабаевичи:
— Какой культурный нашелся, а?
А когда ты у себя там на колонке бензин ослиной мочой разбавлял …
Почему не очень хорошо использовать в наших 401-х двигателях со степенью сжатия 6,27 бензины АИ-92(А-83) и выше уже рассматривал — www.drive2.ru/l/2736195/.
Ибо как говорится, будет горе — будет и ум, и я на самом деле не такой умный — как просто опытный, был бы умным — не был бы таким опытным.
Вот на этой оптимистичной ноте и вернусь к теме сегодняшнего доклада — есть ли жизнь на Марсе как сделать для моего Москвичка-401 необходимый низкооктановый бензин.
Октановое число для бензинов по ГОСТ определяется двумя методами — исследовательским (ОЧМ) и моторным (ОЧИ).
Просто А (Автомобильный) в названии бензина — октановое число определено моторным методом.
АИ — Автомобильный Исследовательским — октановое число определено исследовательским методом.
-------------------------ОЧМ----ОЧИ
А-66--------------------66
A-72--------------------72
А-76(АИ-80)---------76-----80
А-83(АИ-92)---------83-----92
Бензинщики родом из 90-х знают, что при смешивании бензинов с разным октановым числом результат можно прикинуть по приблизительной формуле:
ОЧМ = ( (ОЧМ1 * %содержания) + (ОЧМ2 * %Содержания) ) / 100
где:
ОЧМ1 — октановое число по моторному методу первого бензина
ОЧМ2 — октановое число по моторному методу второго бензина
Эта формула лишь прикидочная, потому что буду мешать бензины с разной плотностью и разным фракционным составом, результат нужно обязательно проверять на установке УИТ-85.
Для начала необходимо выбрать хорошую сетевую заправку известного бренда, со стабильным качеством бензина.
В моём варианте это выбор между Лукойлом и Роснефтью, выбрал Лукойл — мне на него удобнее.
Взял канистру со своего Москвичка — www.drive2.ru/l/4881828/ — и купил на лукойловской заправке в неё 10 литров фирменного АИ-92 (А-83) экто-бензина с моющими присадками:
По ГОСТ этот бензин должен иметь ОЧМ не менее 83.
Далее, нужно приобрести Бензин-Растворитель БР-2 «Галоша» или Бензин-Растворитель БР-1 «Калоша»,
Эти бензины-растворители известны и продаются под названиями "Нефрас" (НЕФтяной РАСтворитель) марки БР-2 С2-80/120 "Галоша" и БР-1 С3-80/120 "Калоша".
Запомнить просто — калошу и галошу можно одевать на валенки и это именно очень чистые БЕНЗИНЫ, а не какая-то хрень и янь.
Изготавливаются эти бензины-растворители на нефтеперегонных заводах выделением из бензинов каталитического риформинга (это получится Галоша) или бензинов прямой перегонки (Калоша) фракций с диапазоном кипения 80-120 градусов Цельсия, и очисткой этих фракции от ароматических и смолистых составляющих.
Это очень чистые именно бензины без посторонних запахов и вони, испаряющиеся без следов и сгорающие без каких-либо дыма и копоти.
Пробовал купить "Нефрас" в хозмагах в литровых бутылках от разных производителей, так одни воняют здорово и сами по себе и при горении (хрен знает что там налито бессовестными продаванами вместо "нефраса"), а с другими вроде и всё нормально — но очень дорого в розницу что-то получается.
Плюнул, раскинул остатком мозга и выбрал для себя нефрас С2-80/120 по ТУ 308.401-67-108-92 Рязанского Нефтеперерабатывающего Завода (РосНефть), покупаю этот нефрас у себя в Ростове на базе химреактивов (фирма Улисс) на разлив из 200 литровых бочек, и пахнет правильным именно бензином, и при сгорании никаких посторонних запахов и дыма:
В зависимости от завода и сортов нефти, из которой производится конкретный нефрас — ОЧМ нефраса может лежать в интервале 42-56, октановое число для нефрасов ГОСТ'ом не регламентируется.
Отдал образцы этих бензинов №1 (Нефрас рязанского НПЗ) и №2 (лукойловский бензин АИ-92 с заправки) в специализированную лабораторию (на большинстве больших нефтебаз есть лаборатории с установками УИТ-85) для точного определения октанового числа моторным методом:
Получилось на образце №1 ОЧМ = 55, образец №2 ОЧМ = 84
Прикинул по формуле, что для изготовления бензина с нужным мне ОЧМ более-менее удобные для бурбулирования пропорции;
— 50% нефраса с ОЧМ-55 и 50% лукойловского АИ-92 (А-83) с ОЧМ-84;
( ( 55 * 50) + (84 * 50) ) / 100 = ОЧМ теоретический получается 69,50.
— 40% нефраса с ОЧМ-55 и 60% лукойловского АИ-92 (А-83) с ОЧМ-84;
( ( 55 * 40) + (84 * 60) ) / 100 = ОЧМ теоретический получается 72,40.
Следуя русской пословице, той, которая — доверяй, но проверяй — сбурбулировал образец №3 50/50 и образец №4 40/60, и снова отдал их в лабораторию для точного определения октанового числа моторным методом:
Получилось для образца №3 ОЧМ = 72, образец №4 ОЧМ = 75.
Что же, для этой парочки конкретного нефраса + конкретный бензин расхождение теории с практикой = + 2,5
Меня же для использования в моём Москвичке-401 вполне устраивает реальный ОЧМ 72 — вот и ладушки.
Технология бурбуляции простая — в пустую 20-и литровую канистру заправляю на заправке Лукойла 10 литров их фирменного АИ-92 экто и потом просто доливаю до полной канистры рязанского нефраса С2-80/120 по ТУ 308.401-67-108-92.
Получаю 20 литров А-72, который и выливаю в бензобак своего Москвичка.
Срок хранения нефраса по ГОСТ — 5 лет, поэтому взял 60 литров рязанского нефраса в 10-ти литровых канистрах (который проверил на ОЧМ), его мне хватит года на 3 (как раз периодичность моего ТО).
Лукойловский АИ-92 экто набирать в запас не надо, он точно не исчезнет )))
Калоша (и Галоша) на базах хим-реактивов стоят в 1,5 — 1,8 раза дороже хорошего фирменного АИ-92 (смотря где брать и сколько), да, получилось вроде как и недёшево, но сколько того бензина А-72 мне нужно в своих выездах за год, ведь мой Москвич-401 — это совсем не автомобиль для ежедневной езды.
А-72 получился с современными моющими присадками (там же половина лукойловского АИ-92 экто, а вторая половина чистейший как слеза бензин), на нём исправный отрегулированный двигатель хорошо заводится и едет, он не будет перегреваться.
В выхлопе отсутствуют дым и копоть, потому что в сделанном бензине пониженное содержание ароматических углеводов и смолистых составляющих (это от нефраса), и нет всей той бодяги и непонятки, которую могут намешать умельцы в АИ-80 (газоконденсат и прочие прелести).
Бензин А-72 с нефрасом С2-80/120 и моющими лукойловскими присадками хорошо убирает нагар на свечах и стенках цилиндров, а так же смолистые отложения и всю вековую хрень и янь из бензобака — поэтому попервой обязательно нужно ставить фильтр тонкой очистки, который на наших 401-х оптимально размещать перед бензонасосом:
А можно ли для снижения октанового числа вместо нефраса использовать керосин или солярку ?
Лучше не надо, потому что в наших двигателях малая степень компрессии и керосин (солярка) сгорают не до конца, оставляя после себя смолистый нагар.
Этот нагар нарушает работу свечей зажигания, с поршнями может произойти закоксовка и залягут поршневые кольца.
Да и дым из выхлопной трубы будет расстраивать, так что не ищите приключений.
Комментарии 3
ну то есть резюмируя оба поста. делаем 72 бенз и добавляем свинца от ликви молли? правильно Вас понял?
Делаем 72 и спокойно ездим )))
Спасибо за расчеты! В связи с исчезновением 80-го бензина в Московской области думаю чем разбавить 92-й.