Автор Тема: ИСТОРИЯ . Отличительные особенности Д различных годов выпуска и т.п.  (Прочитано 83718 раз)

Оффлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1819
  • Степень оранжевости: 860
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
 SOK :        А про историю "Д" будет очень интересно!

 Мои, совместно с Олежиком, изыскания на эту тему остановились вот на этом:



 
Эта таблица до конца не выверена. Например усиливающее ребро отсека сцепления могло быть на Д-5 любых годов выпуска, т.к. появилось уже на Д-4.

Белые кружочки означают, что в этот год признак отсутствовал.
Незаполненная клетка означает, что наличие или отсутствие признака не определено.




Всё сбудется стоит только расхотеть .

Оффлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1819
  • Степень оранжевости: 860
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
Sokу:

попалось первый раз  такое ребро разделяющее перепуск - имеет чёткую заданную форму и направление куда надо.




Х.77


« Последнее редактирование: Февраль 26, 2013, 00:03:10 от Кургузов Роман »
Всё сбудется стоит только расхотеть .

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Очень странно, что попалось в первый раз.
Я пересмотрел несколько своих цилиндров, во всех такое ребро присутствует.
Вот для примера старый сломанный цилиндр от Д-4.



Надо будет поискать в ваших темах фото цилиндров без этого ребра в каналах.

А на меня нашло вдохновение. Решил сравнить детали сцепления Д-4 и других, более поздних «Д».

Собственно основная деталь муфты сцепления Д-4.
Хорошо видны дополнительные отвестия.
На более поздних модификациях их не было.
Интересно, для чего они?



Ну и немного по деталям.

Ведущие диски: слева от Д-4.



Наружные диски.
На диске от Д-4 (слева) видна фаска, снятая по краю, т.е. диск явно обрабатывался на станке. На более поздних дисках фаски нет, скорее всего они просто штампованные.





Валы сцепления.
Нижний вал от Д-4 примерно на 2 мм короче, чем валы от последующих модификаций.



Слева втулка от Д-4, которая не имеет вырезов под ключ.



Оффлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1819
  • Степень оранжевости: 860
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
Спасибо.   

            Пересмотрел 8 старых цилиндров - 4 есть ребро, 4 нет.





Ребро есть, причём Х47 это не месяц и год, а что это ?


Нет ребра.

Нет ребра - огрызок 3 мм. есть.



Есть ребро.



Вот это огрызок от ребра.


Х65 на этом плохо видно. Есть ребро.

Сначала я думал что это месяц и год - но не сходится.









« Последнее редактирование: Февраль 27, 2013, 23:49:38 от Кургузов Роман »
Всё сбудется стоит только расхотеть .

Оффлайн мутантЪ

  • Мопедист
  • Сообщений: 247
  • Степень оранжевости: 63
    • Награды
выступающие (прилитые) символы используются в массовом литейном, кузнечном, прессовом, производстве
для идентификации источника брака (изношеных/битых форм,матриц,кокилей)
иногда брак обнаруживается в конце производственной цепочки...
миром правят хрен и жаба
первый всё знает
вторая всех душит

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Раньше уже сравнивал цилиндры разных «Д». Повторюсь и немного дополню.

Цилиндры от Д-6, Д-8 разных годов между собой, по крайней мере внешне, практически не отличаются.
А вот цилиндры от Д-4, Д-5, без съемной головки, отличаются заметно.

1.   Наплыв в зоне правого канала.



У сломанного цилиндра от Д-4 – 8 мм.

Второй цилиндр.



10 мм.

Третий цилиндр.



18 мм (такой же как на Д6).

2.   Толщина фланца.

Два первых цилиндра – 7,7 мм.
Третий цилиндр – 8,7 мм (как на цилиндре Д6).

3.   Длина выступающей части гильзы.

Два первых цилиндра – 10,5 мм.
Третий цилиндр – 9,5 мм (как на Д6).

То есть на более поздних цилиндрах, за счет увеличения толщины фланца на 1 мм, соответственно на 1 мм уменьшили длину выступающей части гильзы.

4.   Углубление у свечного отверстия.



Слева – цилиндр от Д-4 – без проточки.
Справа – более поздний цилиндр.
Глубина проточки примерно 1 мм, может чуть больше.
Количество витков резьбы в отверстии под свечу у обоих цилиндров одинаковое – примерно 8, это и логично, ведь свечи стандартные.
Можно сделать вывод, что у этих цилиндров отличаются формы и объем камер сгорания.
Заглянем в инструкции по эксплуатации: у двигателей Д-4 степень сжатия 5,2 , у двигателей Д-5 - 5,7. Да и на разрезах двигателей в инструкциях это различие в цилиндрах можно разглядеть.
То есть цилиндры без углубления у свечного отверстия – это цилиндры от Д-4, а цилиндры с проточками – от Д-5.

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Продолжу сравнивать цилиндры.
Рассмотрим цилиндр от самых первых Д-4 с картером отлитым в песок.
У цилиндров этих двигателей фланец крепления представляет из себя практически правильный прямоугольник. У более поздник «Д» фланец имеет более сложную форму.

Фланец цилиндра Д-4 литого в песок.


Фланец цилиндра Д-6, Д-8.



У цилиндров ранних Д-4 паз в нижней части гильзы прямоугольной формы, у всех остальных цилиндров – полукруглый.

Вверху паз цилиндра Д-4 литого в песок. Внизу – цилиндра Д-6, Д-8.



Кроме указанных внешних отличий, цилиндр Д-4 литого в песок немного отличается от остальных цилиндров размерами выпускных окон. У него они больше.



Почему-то сразу вспомнились фотографии цилиндров форсированных «Д» с выпускными окнами расточенными вверх и вширь.

Оффлайн Анатолий

  • Мопедист
  • Сообщений: 122
  • Степень оранжевости: 54
    • Награды
  • Город: Йошкар-Ола
http://www.chipmaker.ru/files/download/9036/ литература (А почему бы не создать тут такой раздел?)
« Последнее редактирование: Март 27, 2013, 08:43:28 от Анатолий »
Я не спорю. а доказываю свою точку зрения

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Давайте сравним шатуны коленвалов.

У двигателей Д-6 и Д-8 для смазки пальца сделана прорезь.




У коленвалов двигателей Д-4 и Д-5 для смазки пальца просверлено 3 отверстия.




У коленвалов первых Д-4 с литыми в песок картерами, для смазки пальца в головке просверлены 2 отверстия.




И ещё один интересный факт: шатуны Д-4 с литыми в песок картерами значительно отличаются от шатунов всех последующих модификаций Д.



Ширина обычного шатуна (Д-4, Д-5, Д-6, Д-8) – 7,5 мм, ширина шатуна первых Д-4 – 5 мм.
Ширина верхней головки шатуна (Д-4, Д-5, Д-6, Д-8) – 11 мм, ширина верхней головки шатуна первых Д-4 – 13 мм.

Оффлайн Кургузов Роман

  • Мопедист
  • Сообщений: 1819
  • Степень оранжевости: 860
  • Кургузов Роман
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
    • BagnerLend.ru
    • Награды
  • Город: Москва
Добрый день.  Спасибо. Получается такой вывод - если шатуны из одного металла то  есть куда облегчать шатун не боясь нарушить прочность.
Всё сбудется стоит только расхотеть .

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Да, именно так.

На примере первых Д-4 всё больше убеждаюсь в справедливости известного высказывания, что новое это хорошо забытое старое.
За годы производства «Д» накопилась масса усовершенствований и изменений отдаляющих двигатели 80-х от первоначальной конструкции. Причем не факт, что все они шли во благо для двигателя.
Вспоминается тема Вагнера «Зачем они ухудшали мотовелосипеды?».
Здесь напрашивается «Зачем они ухудшали Д-4?».
Посмотрите на доработанные в сегодняшние дни Д-6, Д-8:
- расточка выпускных окон – уже было на первых Д-4;
- балансировка коленвала облегчением шатуна – было;
- замена сальника на кольцо – тоже было;
- и однокольцовый поршень был.
«Д» наверняка родился не сразу. Никто не скажет, сколько было предсерийных образцов, проб и попыток. И если уж двигатель запустили в серию, то посчитали конструкцию оптимальной.
Поэтому и интересно разобраться, как это задумывалось изначально.

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Лет 20 назад, когда мой отец перебирал двигатель Москича-2140, он проверял поршни по массе в … продуктовом магазине. Выбрал магазин, где были электронные весы, принес поршни и с разрешения продавщицы взвесил их.
Я что-то постеснялся тащить детальки в супермаркет, вдруг еще ценник налепят!
А тут как раз нашлись небольшие весы.
Да еще и книжка соответствующая.
Взвесил разные поршни и верхние головки шатунов.



Вот, что получилось.



Оффлайн мутантЪ

  • Мопедист
  • Сообщений: 247
  • Степень оранжевости: 63
    • Награды
Цитировать
Получается такой вывод - если шатуны из одного металла то  есть куда облегчать шатун не боясь нарушить прочность.

не забываем о октановых числах под которые считались двигатели разных лет...

не с проста жадные заводы наращивали толщину металла с повышением степени форсирования :))

миром правят хрен и жаба
первый всё знает
вторая всех душит

Оффлайн linil

  • Мопедист
  • Сообщений: 1867
  • Степень оранжевости: 636
  • престарелый мопедист
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: городок
Просто штампы имеют свойство изнашиваться. Их зачищают и штампуемая деталь "раздувается".
Починяю ременные веломоторы.

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Техника Молодежи №6 за 1961 год.



Вроде бы ничего нового.
Но:
… отжимное устройство на одном шарике …

Значит раньше, у Д-4, было «многошариковое» отжимное устройство.
До этого, на чертеже в инструкции к Д-4, не обращал внимания на исполнение этого узла.
 


Действительно, шарик не один.

Когда-то сохранил фото из Интернета по Д-4, в том числе и приведенное ниже, не придав ему особого значения. К сожалению сайт, откуда сохранял, не помню.
Видимо это и есть то самое многошариковое отжимное устройство Д-4.



Несложный расчет показывает, что шарики те же, что используются в подшипнике ведомой шестерни.