У Вас явное насыщение сердечника (или межвитковое). У меня при 12В на входе и 50Гц на датчике потребление около 50 мА. Расти ток начинал при примерно 30В на входе, с нагревом 2335. Без ОС обратноход включать чревато, т.к. напряжение на выходе растет почти безгранично, и пробивает витки, диод, конденсатор и т.д. Для рассматривания токовой картинки лучше ОС отключить, а ко вторичке прицепить нагрузку близкую к номинальной. Но мне кажется у Вас какой-то простой косяк. В качестве обмоточного провода и изоляции между ферритом и обмотками уверены?
Согласен. Ток ХХ запредельный. Повторю наверно в цатый раз: В этой схеме всё определяет транс. Смотрите именно там, все остальные цепи легко просматриватся тестером там всё + - трамвайная остановка. Материал, сечение, зазор, индуктивности. КЗ витки, пробои вторички. Всё, всё только от него, он задаёт все параметры схемы.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 11 сентября 2013 в 02:06, krotik: причина не указана)
Понятно, что транс, то есть групповой дроссель Межвиткового быть не должно (провод хороший, мотаю аккуратно), а вот насыщение тут же требуется как раз? Когда мотаю меньше витков, уменьшается скважность (ширится импульс), осциллограмма становится похожа на ту. что в сообщении №747, достиг частоты 30КГц, работает погано. Когда хорошая осцилла - низка частота, около 10-12КГц. Может, на этой частоте и остановиться, пусть себе пищит, при работе мотора не слышно? Или не вижу больше выхода, кроме как увеличивать зазор. Сейчас Ш7х7 из БП 200-240В 12В 1.25А зазор 0.4мм W1-W2-W3=15-15-75 частота 30кГЦ погано 20-20-100 частота 12КГц значительно лучше
Редактировалось: 1 раз (Последний: 11 сентября 2013 в 08:39, Yoric: причина не указана)
Аналогично. Тут, пока мы рассматриваем как блокинг генератор, это именно транс, а когда как преобразователь оно уже дроссель. Един в 2х лицах, аднака Так что конструкция должна удовлетворять обоим требованиям. Вот если бы он не задавал режим генерации то был бы полноценным дросселем. Кстати именно "един в 2х лицах" и определяет применение схем с самовозбуждением только на малых мощностях, иначе КПД валится со страшной силой.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 11 сентября 2013 в 10:36, krotik: причина не указана)
А насыщение как раз требуется. Ибо это блокинг. При насыщении как раз перестает расти магнитная индукция, и заканчивается токовая фаза работы преобразователя. Насыщение - это основа принципа действия блокинга, ну, и конечно, его недостаток. Плата за простоту.
Ой. Зачем насыщение? Это блокинг в автоколебательном. А насыщение используется в случае когда делается делитель на блокинге, так и называется блокинг с насыщающимся трансформатором, там транс в качестве ячейки памяти.
И, если я правильно понимаю: 1) увеличение зазора - снижение L обмоток, повышение Fгенерации. 2) уменьшение кол-ва витков - то же самое. Но где-то здесь есть "но", а вот где оно? Уменьшив витки у себя, загнал генератор в какой-то жёсткий режим, увеличивая зазор, думаю, будет то же самое. Сечение больше, чем у кольца в оригинале. Значит, ограничение в материале сердечника, но ведь не должно. Почему он не хочет работать на повышенной частоте. не понимаю.
Мне, честно, лениво вспоминать. Это было давно и неправда Была така книжечка годах в 70-х, по моему серия "Библиотека по автоматике", автор Глебов "блогинг-генераторы на транзисторах"
Да, косяк был элементарный, как справедливо намекалось. Упёрся я в 2SC4554, а у него диод в КЭ, который и не давал, видимо, этой схеме работать как задумано.
Выт тут дальше разговаривайте своим иностранным языком, которого простому мпедисту не понять, а я выложу частичку письма от Омича, надеюсь, он не будет против. Он теперь на даче, на днях первый раз завёл мопед, испытал своё зажигание в живую. Цитата
Собрал в 11:00 в темноте. Жена фонарком светила. Завел без фары, проехался с фонариком, отрегулировал смесь и он как попер!!! Вернулся, поставил фару, а он чих-пых и глохнет. Открыл ее, а мотор отлично зарботал и фара в руках горит. Привязал ее на малярный скотч на 0,5 см от корпуса и поехал. Одно слово - ЗВЕРЬ!!! Свет как дальний у машины с хорошими галогенками. Завтра буду смотреть что в фаре контачит на корпус. Пысы. Едил на 3-й программе в ПИКе.
В другом письме написал, что нашёл косяк, починил, теперь ведётся тест драйв.
Что тут сказать? Повезло с женой. Я фонарик держал во рту, под возгласы: "Не шуми! Иди спать!". В остальном всё так и есть. Дэха больше напоминает старый крупнолитровый четырех-такт, чем мелкий двух-такт. Чувствуются отдельные толчки на малых оборотах. Тянет ровно и предсказуемо. Не хватает только карба с отдельной приличной системой ХХ, да раздушки по высоким оборотам.
Итак, я вернулся из отпуска. Две недели в полном отрыве от цивилизации(интернета) не прошли даром. Кроме массы дел по сильно запущенному хозяйству у бабушки, удалось полностью перебрать двигатель мопеда, да и сам мопед привести в порядок. По этапам восстановления с кучей фоток будет отдельная тема в блоге, но чуть попозже, а пока очень кратенько, т.к. тут тема чисто про зажигание, а не ремонт.
Таким достал его из сарая:
Крылья проржавевшие и заднее сильно мятое в районе цепей. Белой краской сын с друзьями красил в 2009-м году какой-то долго не засыхающей и прямо с еще липкой стал кататься, из-за чего в нее влипла грязь, плюс заднее крыло они(варвары) красили не снимая, прямо поверх рамы и заднего габарита. Хоть бак то догадались снять. Сиденье пошло по швам. Моторная цепь растянута. Покрышки сгнили и покрылись трещинами, а в некоторых местах и вздулись. Еще до приобретения мопеда, непонятно зачем предыдущий хозяин колол двигатель, но с прокладкой затем, видимо, не стал заморачиваться и посадил половинки картера чисто на герметик. Подобное он сделал и с цилиндром. Видимо, действовал по принципу: "Оно как-то едет и ладно".
Меня такое положение не устроило, что смесь хлещет со всех возможных щелей. Мне интересно было поставить зажигание на исправный двигатель, поэтому и пришлось почти 1,5 недели из 2-х заниматься сначала полной переборкой всего мопеда. Зато результатом очень доволен. Вот что получилось в итоге:
(Не нашел краски цвета рамы, а то бы и ее перекрасил.) Тут он даже оснащен "противоугонным устройством". А то я когда начал гонять на нем по Себежу, то местные пацаны начали приставать продать им. Так что от греха подальше...
Из связи с миром у меня была только аська на телефоне и я по ней общался с augism'ом и Кротиком. Кстати, спасибо им огромное за поддержку и ценные советы!
Итак, что же по зажиганию? augism уже выложил нашу переписку по аське. Так оно и есть. Время сильно поджимало, поэтому после высыхания краски собрал мопед в течении дня, а т.к. рано темнеет, то пришлось уже двигатель устанавливать и укорачивать новые цепи в темноте при помощи жены с фонариком. Когда натягивал моторную цепь, то приходилось прокручивать звездочку и в темноте видел искру. Естественно это не удивило, т.к. на стенде зажигание работало отлично и ничего удивительного, что и на "живом" моторе она сразу же появилась, но хотя это порадовало. Натянув цепи прикрутил малярным скотчем фонарик решил проверить работу мотора. Завелся он сразу же с первых оборотов, но пока холодный требует сильно богатой смеси(так у него всегда), т.е. с холодного состояния заводится и едет на закрытом воздухофильтре и метров через сто фильтр уже можно открывать. Чуть прогрел, погазовал, подкрутил винт качества смеси, чтобы ревел на большом газу, сел и он как попер... Реально тяга ломовая, особенно чувствуется при разгоне, когда еще малые обороты, то зажигание правильно позднее. Со схемой СЛХ такого эффекта не наблюдал. Прикольно, но даже на сброшенном газу можно ехать. Он чух-чух, но толкает будь-здоров. Прокатился по кругу(как потом показал велокомп 4,69 км) и вернулся за фарой. Поставил, завел, а он выше холостых не крутится и глохнет, но не совсем, а не развивает обороты выше холостых, т.е. когда фара должна более большой ток включать, то зажигание перестает работать. Сразу понял, что там где-то получилось КЗ на корпус. Открыл фару не заглушая двигатель, а он возьми, да заработай как надо. Время было очень позднее и разбираться "сегодня" уже не хотелось, поэтому примотал скотчем отражатель на расстоянии 0,5 см от корпуса фары и поехал прокатиться.
"Раненная" фара:
Утром за "5 сек" нашел контакт на массу. Перемычка от платы к светодиоду касалась острого угла отпиленного стакана ГУ-50. Чуть отогнул и все стало как надо.
Фара после "ремонта":
После ремонта фары поставил на мопед велокомп и поехал прокатиться. По маршруту 4,6 км есть затяжная горка, в которую раньше без подпедаливания было не заехать. Теперь же мопед едет в нее очень уверенно 25...30 км/час и даже пытается разгоняться. "Крейсерская" скорость мопеда 40 км/час, но довольно уверенно по прямой развивает 45...47 км/час. Максимальную же скорость велокомп зафиксировал такую:
Очень пожалел, что не взял с собой штатив для фотика. Ночные съемки без штатива не получились, все размазано из-за слишком длинной выдержки.
Тут поставил мопед на обочину на подножку, дал немного газу и фоткал, но эта, пожалуй единственная не сильно размазанная фотка:
Видео на фотик тоже получилось вообще никакое. Фотик прикреплял к рулю на специальный держатель, но из-за тряски там вообще ничего не разобрать. В следующий раз надо будет обзавестить нормальным видеорегистратором, который крепиться к шлему, а не к рулю. Очень обидно.
Но вот свет на самом деле получился просто шикарный. Такое впечатление, что как дальний свет с хорошими галогенками у машины(только если как бы с одной фарой). При езде дальний/ближний можно регулировать положением фары, что не очень удобно при движении или все время ехать с "ближним", если часто попадаются встречные. Покатался по темным местам достаточно и попадалось немало встречных машин, но никто дальний не включал(типа, что его слепит мой свет). В ближней зоне тоже очень хорошо все освещено. Единственный недостаток, это если глушишь двигатель, то остаешься в кромешной темноте. Себеж городишко маленький и там уличное освещение никак не дает ночного фонового света как в больших городах, поэтому где нет уличных фонарей, а по окраинам города они встречаются через пару километров, то там ну очень темно. Реально даже в 10 см ничего не видно, но зато звезды какие!
Устройство заднего фонаря:
Использовал один 1 Вт красный светодиод, ток ему сделал 70 mA. Все герметично залито герметиком и влага туда вообще не попадет.
Даже днем задний габарит хорошо заметен:
Ну и напоследок этого поста про маленькую доработку на плате, а то держатель сальника и подковы оказался несколько толще, чем домашний на стенде и крышка зажигания не закрывалась, поэтому пришлось повернуть боком клеммник к которому прикручиваются провода подковы:
Да, и кольцо обернул теми же обрезками 0,5 мм паронита, который использовал для изготовления прокладок и залил нейтральным герметиком.
ЗЫ. Вторую плату с ПИКом в корпусе SOIC8 даже не стал и проверять на моторе. Во-первых не было времени, а во-вторых у меня не было компа(который был - внуки поломали), а мне интересно было все прошивки опробовать.
ЗЫ.ЗЫ. Ой, чуть не забыл сказать про прошивки. Больше понравилась тяга на низах у второй и третьей прошивок. На первой прошивке ту затяжную гору преодолевал со скоростью 20...25 км/час, а на 2-й и 3-й прошивках 25...30 км час, ну а на больших оборотах разницы не заметил. Не ездил и в режиме обхода контроллера, а только просто переключил и на подножке попробовал погазовать. Работает прекрасно, так что случить в пути что с ПИКом(ну вдруг), то можно и без него запросто доехать.
ЗЫ.ЗЫ.ЗЫ. За два дня откатал по велокомпу 28,69 км, но реально больше 40 км, т.к. первый день ездил 3 круга по 4,6 км без велокомпа и один раз уже с велокомпом забыл его пристегнуть. За все это время не слышал ни одного пропуска зажигания!!!
Редактировалось: 6 раз (Последний: 19 октября 2015 в 15:16, omich: причина не указана)
Во истину прорыв. Теперь надо звёздами цепными играть. В смысле при каком передаточном соотношении при трогании без педалирования будет максимальная скорость.
Извините, но у меня приоритеты другие. Я хотел сделать надёжное зажигание, с отличным светом и с элементами, которые не перегорают и не ломается. На пример, с этим зажиганием у меня нету мысли, что пробьёт подкова. И перематывать её не надо. Омич утверждает, что детали в плате тоже не перегорят. Если всё так и будет - ура!
Вот еще видео с того места, где остановился на обочине для фото и видео сессий: Вот только кто-нибудь может сказать что такое проехало с 20 по 24-ю секунду? Для велика слишком колеса толстые и задний фонарь вроде как горит, но может это и отражение. Но самое прикольное, что ездока не видно. Я пытался рассмотреть покадрово, но в упор не вижу. Блин, прям как всадник без головы. А если это все же велик, то как он бедный едет то в полнейшей темноте?
Редактировалось: 2 раза (Последний: 8 марта 2018 в 15:33, omich: причина не указана)
Кстати, заметил одну особенность работы на моторе в отличии от стенда: На моторе напряжение питания нормальное для работы появляется с меньших оборотов. Подозреваю в этом нелинейность вращения магнита, т.е. обороты вроде бы маленькие, а напряжение вырабатывается больше, а это значит, что во время одного оборота скорость вращения разная. Магнит и подкова взяты со стенда. Плюс к этому обратил внимание на размазанность метки. Если на стенде была четкая тоненькая полосочка, то тут даже на оборотах метка размазана в пределах чуть ли не 5-ти градусов, что означает неодинаковую скорость вращения. Возможно, под нагрузкой она была бы более ровная. На малых оборотах она вообще здорово пляшет, но мотор работает очень устойчиво, т.е. опережение для каждого оборота рассчитывается правильно.
Вот бы на моторе осциллографом глянуть, жаль с собой было не привезти.
Редактировалось: 5 раз (Последний: 8 марта 2018 в 15:35, omich: причина не указана)
Итак, чтобы окончательно развеять сомнения по поводу "ходовости" генератора, выкладываю осциллограммы снятые с транзистора VT3 и трансформатора. При помощи фотошопа объединил 2 снимка, т.е. сделал из двухлучевого трехлучевой осциллограф. Напряжение питания на генератор дал маленькое, чтобы не появлялась стабилизация 200 вольт, а иначе там все дергается из-за обратной связи.
Итак смотрим: Верхний луч - база VT3 Средний - коллектор VT3 Нижний - 5-й вывод трансформатора
Развертка 5 мкс/дел.
А то устроили тут, понимаешь ли, пока я в отпуске был, дискуссию по поводу неправильности точек на схеме.
Кроме этого, можно за началами обмоток вообще не следить при намотке. При подключении трансформатора к схеме можно полярность обмоток припаять как попало, а затем при включении если не загенерило, то меняем концы базовой или коллекторной обмоток - должно загенерить, а если загенерило, но высокого практически нет, то меняем концы обмотки III. Т.е. всего двумя комбинациями достигается правильная фазировка обмоток. Если никак генерить не хочет или не выдает нормальное напряжение или жрет непомерный ток, то проблемы, как правило, в трансформаторе, ну или применили транзистор внутри с диодом.
Редактировалось: 3 раза (Последний: 9 октября 2015 в 15:50, omich: причина не указана)
Обратный диод внутри транзистора не такой уж и "плохой". Тем более что VD3 и VD4 не мешают блокингу работать. Скажу больше. Надобность в обратном диоде параллельно БК сомнительна, вот в БЭ точно нужна. И кпд и надежность повышает существенно.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 сентября 2013 в 16:35, krokodil: причина не указана)
Всё прекрасно видно. Мужик едет в чёрной куртке и синих спортивных штанах с белыми полосками. Шины вполне обычные.
Да, спасибо, уже разобрались. Остается только непонятным, как он в такой темноте без какого-либо света перемещается. Там реально ночи такие темные, каких в больших городах не бывает.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 сентября 2013 в 22:01, omich: причина не указана)
Да вроде ровно ехал, т.е. не пьяный. Я снимал это видео вот тут, как раз у поворота, куда повернула машина. Там 100 метров назад остановка "Нефтебаза" и там был на столбе фонарь, но свет у него даже на самой остановке был очень тусклый. Впереди тоже метров на 250 ни каких огней, кроме как у входа магазина "Авоська" тусклая лампочка, а по бокам довольно густой участок леса, поэтому тут я и выбрал самое темное место по всему маршруту 4,69 км.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 28 сентября 2013 в 17:09, omich: причина не указана)
Хорошо проделанная работа. Никак руки не доходят привести в божеский вид свою Ригу-13. Там на счет переднего крыла: видать, при сборке перепутали положения кронштейна на перьях, от того и получился сильный вылет вперед.
omich:
Там реально ночи такие темные, каких в больших городах не бывает.
Вот и абориген адаптировался к темноте
Редактировалось: 1 раз (Последний: 12 октября 2013 в 18:14, driver: причина не указана)
И тут я подумал "-Забавно!" А оказалось за бабло....
Вчера наконец-то освободились руки и дошли ноги до испытания на стенде снятого с мопеда и привезенного сюда зажигания СЛХ, которое было заменено на новое. Ранее говорил, что разницы со сметной одного электронного на другое почти не заметил и вот почему: Разница практически не заметная как раз из-за получившейся правильной настройки АУОЗ на том СЛХ, которое делал в 2010 году. Я не даром сначала прокатился на СЛХ прежде, чем установить новое, чтобы почувствовать разницу(правда еще до переборки двигателя). На стенде глянул минимальные обороты, при которых искра пробивает на воздухе 7 мм и они оказались 600 об/мин(100 ms на осциллографе). В конце видео были моменты, когда тиристор срабатывал, о чем свидетельствовал стробоскоп, но искра не пробивала установленный зазор 7 мм.
По видео, я бы сказал, что график АУОЗ больше походит на первую программу для ПИК контроллера, которые я испытывал с новым зажиганием, оттого, наверно, и тяга на низах была чуть хуже, чем со 2-й и 3-й программами, т.е. резкое изменение угла опережения это не совсем хорошо, надо бы чуть плавнее.
ЗЫ. Вчера съездил на митинский радиорынок за детальками, а заодно встретился с Романом Кургузовым и взял у него для экспериментов подкову и пару магнитов Д5. Из них сделаю стенд и вот тогда посмотрим, сколько же можно вытянуть мощности из такого маленького генератора, и не сомневаюсь, что на зажигание хватит, но очень интересно, сколько останется на свет. Был удивлен, видел такое зажигание, наверно, когда был классе в пятом и совсем забыл, что они такие маленькие.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 14 октября 2013 в 15:46, omich: причина не указана)
У КД мощность приблизительно как у Д6 из-за более злого магнита, так что там должно всего хватать, может тоже когда-нибудь доберусь. Кроме того, по винтикам подкова КД точно подходит в винтики держателя сальника Д6, Д8, вот только в магните КД дырка поменьше, но и его растачивают и ставят на Д6.
Так если будет задача, то не от родной же схемы питать лампочку, а перемотать под зажигание с преобразователем. Главное отдачи постараться получить побольше. ...или там бывает, что магниты полудохлые? Я просто с ними не сталкивался.
На обычном да. Но если стоит соответствующий карбюратор и система зажигания то Дешка работает на ХХ где то на 1.2-1.3т. Может поддерживать движение даже с 900-1т за счёт инерции аппарата с ездоком. Разгон появляется после достижения 1.5т. Вот такие пироги.
На чистои стоке ХХ 1.8-2т и никак иначе. Кстати обороты запуска около 700, после чего буквально за 2 вспышки выходит на обороты ХХ, или "тухнет" если что то не даёт раскрутится. Но способен поддерживать движение на значительно меньших оборотах, около 1.5т, до тех пор пока карбюратор ещё что то адекватное может готовить.
Не стоит так наплевательски относится к оборотам начала искрообразования. Для односкоростного мотора это весьма важный момент, особенно если это не совсем стоковый мотор.
з.ы опять с кривой клавиатуры, замумукался править
Редактировалось: 6 раз (Последний: 14 октября 2013 в 22:24, krotik: причина не указана)
Эти "меньшие обороты" на моторе от 2000 и выше, иначе мотор просто глохнет. Наверное, чем меньше инертность КВ тем и требуется выше оборотов для ХХ.
Кротик все правильно объяснил, а я только добавлю, что если использовать стоковое кулачковое зажигание, которое установлено строго на 30 градусов до ВМТ, то на малых оборотах поршню дополнительно приходится преодолевать давление уже начавшей горение смеси, поэтому только на повышенных оборотах ХХ поддерживается постоянное вращение коленвала, а при меньших он просто останавливается. Настройка кулачкового зажигания за 30 градусов сделана для крейсерского режима работы двигателя, вот там она оптимальна и для более низких оборотов угол опережения великоват, а для более больших мал, но так конструкторы нашли компромисс. С электронным зажиганием, у которого работает АУОЗ, на самых малых оборотах угол опережения 5...10 градусов, т.е. как раз когда смесь начинает разгораться, то поршень находится как минимум в ВМТ и вся энергия, хоть и малого количества смеси, раскручивает коленвал, а не частично его останавливает, как в случае более раннего зажигания на кулачках для ХХ, когда поршень в этот момент еще не дошел до ВМТ. На зажигании с ПИК контроллером этот эффект очень здорово проявляется и выражается в том, что на полностью сброшенном газу, мопед чух-чух, но очень неплохо тащит, т.е. потихоньку едет на ХХ.
ЗЫ. Вспомнил, что очень давно на кулачках даже у самого было пару случаев, когда мотор в обратную сторону заводился, а у двигателей с кикстартерами, если не резко дергать кик, то можно было и сильный удар этим киком по ноге получить.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 15 октября 2013 в 14:32, omich: причина не указана)
Всем привет! Вот и я спаял зажигалку, самую простую для начала.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Начало искрообразования где-то около 6 вольт после мостика. Искра пробивает уверенно ок.7мм, дальше начинаются пропуски. Нормально ли это? На кондёре ровно 200В, катушка ТЛМ-3. В качестве "задатчика" импульсов использовал кулер с приклеенным магнитом и закрепленным ДХ. Диапазон оборотов конечно маленький, но хоть что-то(нету у меня ЛА7).
Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 октября 2013 в 13:47, Рига Forever: причина не указана)
Желательно бы осциллографом глянуть в момент, когда начинаются пропуски. ...но подозреваю, что не работает схема отключения преобразователя VT1, если смотреть по этой схеме. У меня как раз он и появился, а иначе на больших оборотах преобразователь начинал настолько сильно заряжать емкость, что не давал тиристору закрываться. Но сейчас я бы переделал малость эту схему, чтобы сократить длительность импульса управления тиристором и гашения преобразователя. Переделать можно прямо на этой же печатной плате. Для этого надо разрезать дорожку(обозначил красным) и добавить три детали(нарисовал черным): конденсатор 0,033 мкф, резистор 10 кОм и диодик типа 1N4148 или наш типа КД522. Схема тогда станет похожа на последнюю, только без ПИК контроллера.